Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 794430-6 "О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
внесенный депутатом Государственной Думы Ф.С. Тумусовым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается закрепить порядок назначения заместителей председателя избирательной комиссии из числа членов комиссии с правом решающего голоса, кандидатуры которых были предложены в состав комиссии политическими партиями, выдвинувшими федеральные списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Согласно статьям 2, 3 и 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии являются коллегиальными органами, которые независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и иных граждан.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, избирательные комиссии при осуществлении своих полномочий действуют, прежде всего, в интересах граждан как носителей избирательных прав. В этом смысле обеспечение полномочий избирательных комиссий и их членов приобретает, по существу, статус гарантии избирательных прав граждан (Постановление от 22 июня 2010 г. N 14-П, Определение от 16 января 2007 г. N 160-О-П).
С учетом этих положений в Российской Федерации действует специальный порядок формирования избирательных комиссий, исключающий монопольное участие каких-либо законодательных или исполнительных органов, а равно иных субъектов публичной власти в определении персонального состава избирательных комиссий.
Таким образом, предлагаемый порядок назначения заместителей председателей избирательных комиссий не соответствует принципам коллегиальности и независимости избирательных комиссий.
Кроме того, увеличение числа заместителей председателя избирательной комиссии, учитывая политическую составляющую их деятельности, может затруднить работу комиссии, особенно в период избирательной кампании.
Законопроектом предлагается исключить заместителя председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации из числа лиц, работающих в комиссии на постоянной (штатной) основе (пункт 3 статьи 1 законопроекта).
Как показывает практика, наиболее организованно и результативно избирательные кампании, кампании референдума проходят в случае, когда часть состава избирательной комиссии состоит из членов, которые работают в ней на постоянной (штатной) основе. Работа заместителя председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации подразумевает выполнение большого объема задач, связанных с обеспечением гарантий избирательных прав граждан на территории конкретного региона, требует высокого уровня профессиональных знаний и навыков, регулярного повышения профессиональной подготовки, что подразумевает полную занятость заместителя председателя избирательной комиссии и является одной из гарантий компетентности и законности деятельности указанной комиссии.
На основании изложенного Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.