Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию, рассмотрев проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее Законопроект) в части финансирования сферы образования, отмечает следующее.
Формирование проекта федерального бюджета на 2016 год проведено на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год, в рамках которого значения большинства макроэкономических показателей были снижены по сравнению с параметрами прогноза, утвержденными в Федеральном законе N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Основные характеристики проекта бюджета представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики федерального бюджета на 2016 год
(млрд. рублей) | |||||
Показатели |
2014 год (отчет) |
2015 год (оценка) |
2016 год |
||
N 384-ФЗ |
Отклонение |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5-4 |
Доходы, всего |
14 496,9 |
13 251,3 |
15 795,5 |
13 738,5 |
-2 057,0 |
%% к ВВП |
20,3 |
18,0 |
19,0 |
17,5 |
-1,5 |
Расходы, всего |
14 831,6 |
15 417,3 |
16 271,8 |
16 098,7 |
-173,1 |
%% к ВВП |
20,8 |
21,0 |
19,6 |
20,5 |
0,9 |
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-334,7 |
-2 166,0 |
-476,3 |
-2 360,2 |
-1 883,9 |
%% к ВВП |
-0,5 |
-3,0 |
-0,6 |
-3,0 |
-2,4 |
Ненефтегазовый дефицит |
-7 768,5 |
-8 045,8 |
-8 508,3 |
-8 405,1 |
103,2 |
%% к ВВП |
-10,9 |
-10,9 |
-10,2 |
-10,7 |
-0,5 |
В 2016 году прогнозируется снижение доходов федерального бюджета до 17,5% ВВП по сравнению с прогнозной оценкой 18,0% ВВП в 2015 году.
Расходы по разделу "Образование" в проекте федерального бюджета на 2016 год существенно сокращены и характеризуются следующими данными (таблица 2).
Таблица 2
млн. рублей | ||||
Наименование |
2015 год* |
2016 год |
||
Закон |
Отклонение |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4 - 3 |
Образование |
632 035,3 |
636 384,0 |
578 654,0 |
-57 730,0 |
%% к ВВП |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
0,0 |
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
4,1 |
4,0 |
3,6 |
-0,4 |
Бюджетные ассигнования в 2016 году по разделу "Образование" запланированы в объеме 578 654,0 млн. рублей. Объем бюджетных ассигнований в 2016 году по сравнению с уровнем 2015 года меньше на 53 381,3 млн. рублей. По отношению к объему ВВП расходы по разделу "Образование" составляют в 2016 году 0,7 процента. Их доля в общем объеме расходов федерального бюджета по сравнению с 2015 годом (4,1%) уменьшилась и составит 3,6 процента. В реальном выражении сокращение финансирования оказывается еще больше, поскольку в таблице 2 доля в общем объеме расходов представлена без учета условно утвержденных расходов, а резервирование бюджетных ассигнований по разделу "Образование" при формировании проекта федерального бюджета на 2016 год не осуществлялось.
Расходы федерального бюджета в 2015-2016 годах на финансирование государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы представлены в таблице 3.
Таблица 3
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Код ГП |
2015 год* |
2016 год |
|||
Закон |
Отклонение, % |
Изменение к предыдущему году, % |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 = 5/4 х 100 |
7 = 5/3 х 100 |
Расходы на реализацию государственных программ Российской Федерации, всего |
|
8 707 049,4 |
8 920 905,3 |
8 874 171,2 |
99,5 |
101,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы |
02 |
447 032,9 |
449 794,3 |
404 894,4 |
90,0 |
90,6 |
Комитет обращает внимание на то, что в представленном проекте федерального бюджета на 2016 год расходы на государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы сокращены почти на 10 процентов, при том, что расходы на реализацию государственных программ Российской Федерации в целом возросли на 2 процента.
Планируемые расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию подпрограмм и федеральных целевых программ в составе государственной программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы представлены в таблице 4.
Таблица 4
млн. рублей | |||
Наименование |
2016 год |
||
Закон |
Отклонение, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 = 3/2 х 100 |
Всего |
449 794,3 |
404 894,4 |
90,0 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Реализация образовательных программ профессионального образования" |
424 796,7 |
381 197,3 |
89,7 |
Подпрограмма "Содействие развитию дошкольного и общего образования" |
1 159,3 |
1 286,6 |
111,0 |
Подпрограмма "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики" |
5 606,3 |
7 528,5 |
134,3 |
Подпрограмма "Совершенствование управления системой образования" |
1 734,1 |
1 793,4 |
103,4 |
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы |
16 105,9 |
11 957,9 |
74,2 |
Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2016 - 2020 годы |
392,0 |
1 130,6 |
288,4 |
Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, предусмотренные в проекте федерального бюджета на 2016 год, составят 404 894,4 млн. рублей. По сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом N 384-ФЗ, объемы бюджетных ассигнований уменьшены на 44 899,9 млн. рублей.
На снижение параметров финансового обеспечения реализации государственной программы оказало влияние сокращение бюджетных ассигнований в объеме 24 100,0 млн. рублей по подпрограмме "Реализация образовательных программ профессионального образования", связанных с оплатой труда педагогических работников федеральных образовательных учреждений, в связи с приведением статистического показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 года N 973 "О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)". Кроме того, бюджетные ассигнования в объеме 187,0 млн. рублей на обеспечение деятельности центрального аппарата Минобрнауки России перераспределены с указанной подпрограммы на непрограммные направления расходов федерального бюджета.
Ранее в своем заключении на проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Комитет уже обращал внимание на то, что представляемое описание расходов бюджета и состава государственной программы не дает возможности оценивать и сравнивать объемы средств, выделяемых на отдельные мероприятия или направления. Таким образом, реализация функции парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений палатами Федерального Собрания Российской Федерации была ограничена несовпадением языка описания проекта бюджета и текста государственной программы. В рассматриваемом проекте федерального бюджета данное предложение учтено. Как отмечается в пояснительной записке, "Особенностью формирования проекта федерального бюджета на 2016 год является отражение бюджетных ассигнований в разрезе не только государственных программ Российской Федерации, их подпрограмм, но и основных мероприятий. Включение в структуру кода целевой статьи расходов, кода основного мероприятия государственных программ Российской Федерации позволяет обеспечить непосредственную увязку бюджетных ассигнований с основными мероприятиями и соответствующими им целевыми показателями (индикаторами), что в свою очередь способствует повышению обоснованности бюджетных расходов на этапе их формирования, улучшению их прозрачности, расширению возможностей для оценки их эффективности".
Комитет по образованию считает необходимым отметить, что в Законопроекте проведена необходимая корректировка наименований мероприятий в соответствии с наименованиями целевых статей расходов проекта федерального бюджета. В состав проекта государственной программы "Развитие образования" включены правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде отдельных приложений, на что указывалось в заключении комитета на проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Комитет поддерживает включение в состав ГП "Развитие образования" ведомственной целевой программы повышения квалификации инженерно-технических кадров (далее ВЦП), которая направлена на создание условий для совершенствования квалификации инженерно-технических кадров, занятых на предприятиях и в организациях реального сектора экономики, как в проектно-конструкторской, технологической или научно-исследовательской деятельности, так и непосредственно на производстве, но при этом отмечает, что ВЦП не обеспечена в должной мере финансированием, которое предусмотрено ежегодно в объеме 160 876,8 тыс. рублей. Данный объем финансирования не соответствует целям, задачам и планируемым результатам ВЦП.
Комитет поддерживает включение в ГП "Развитие образования" задачи оказания содействия субъектам Российской Федерации в создании новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения, обеспечивающими односменный режим обучения в 1-11 (12) классах в общеобразовательных организациях. Вместе с этим рассматриваемый проект федерального бюджета на 2016 год не дает возможности оценить ни факт реализации указанной задачи, ни планируемых объемов ее финансирования. В представленном варианте ГП "Развитие образования" записано, что достижение показателя "Число новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации" предусмотрено в рамках реализации программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы". Однако такой программы в составе проекта бюджета не представлено. Рассматриваемый Законопроект содержит только следующее положение: "Необходимо отметить, что в части 1 статьи 21 законопроекта предлагается предусмотреть положение о возможности распределения зарезервированных бюджетных ассигнований в объеме до 342 200 000,0 тыс. рублей по решениям Президента Российской Федерации, а также в установленных поручениями Президента Российской Федерации случаях, определяемых решениями Правительства Российской Федерации. Одним из предлагаемых направлений использования данных бюджетных ассигнований, является финансовое обеспечение программы содействия созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях".
Таким образом, в настоящее время конкретное финансовое обеспечение программы содействия созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в проекте федерального бюджета на 2016 год отсутствует, что автоматически лишает субъекты Российской Федерации возможности планирования расходов собственных бюджетов на софинансирование создания новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных на их территориях.
Минобрнауки России направляло в адрес Государственной Думы проект изменений в ГП "Развитие образования", который предусматривал включение в подпрограмму 1 "Реализация образовательных программ профессионального образования" отдельного основного мероприятия "Ведомственная целевая программа "Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016-2020 годах". Комитет считает данную программу приоритетной. Вместе с тем, практическая реализация ВЦП "Кадры ОПК" вызывает серьезные опасения, поскольку денежные средства на ее выполнение не выделены. За рамками рассмотрения и финансирования остались вопросы совершенствования инфраструктурного и кадрового обеспечения повышения качества подготовки кадров для ОПК.
Исходя из изложенного, а также полагая что:
система образования является неотъемлемой составляющей системы национальной безопасности Российской Федерации;
состояние системы образования оказывает влияние на все составляющие социальной сферы, обеспечивая все сферы высококвалифицированными кадрами, повышая социальную защищенность граждан на рынке труда, развивая культурный потенциал общества,
Комитет считает, что:
1. При планировании ассигнований федерального бюджета на 2016 год нельзя допускать ни абсолютного сокращения расходов федерального бюджета по разделу "Образование", ни относительного - как доли в валовом внутреннем продукте или в бюджете Российской Федерации. Объем бюджетных ассигнований в части финансирования сферы образования, предусматриваемый Законопроектом, не обеспечивает необходимых темпов и приоритетности развития системы образования Российской Федерации.
2. Требуется выделение дополнительных бюджетных ассигнований для:
- мероприятия по завершению модернизации региональных систем дошкольного образования;
- предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программы содействия созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях;
- завершения работ по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, строительства спортивных объектов шаговой доступности и бассейнов в высших учебных заведениях Российской Федерации;
- реализации программы восполнения дефицита мест в общежитиях высших учебных заведений;
- реализации ведомственной целевой программы повышения квалификации инженерно- технических кадров;
- реализации ведомственной целевой программы "Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016-2020 годах";
- индексации размеров стипендиального фонда студентов в объемах фактической инфляции.
3. Важно сохранить на уровне не ниже 2015 г. расходы на реализацию программы развития Крымского федерального университета и выделить дополнительные средства на программу развития Севастопольского национального технического университета, а также должна быть продолжена системная поддержка развития систем образования Республики Крым и г. Севастополя в форме целевых межбюджетных трансфертов.
4. Законопроект может быть рекомендован к принятию его Государственной Думой в первом чтении только при условии учета высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.