Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 796968-6 "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с положением пункта 3 части 1 статьи 2 проекта федерального закона к компетентным органам в том числе относятся органы прокуратуры Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 4 проекта полномочия компетентных органов устанавливаются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок проставления апостиля компетентными органами определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и административными регламентами предоставления государственных услуг (часть 2 статьи 4 проекта). Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти координирует деятельность компетентных органов в сфере проставления апостиля (часть 4 статьи 4 проекта). В этой связи обращаем внимание, что согласно Федеральному закону от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти (часть 2 статьи 4 Федерального закона N 2202-1). Определение статуса и компетенции органов прокуратуры осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 2202-1). Также согласно статье 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", сфера действия этого Федерального закона не распространяется на деятельность органов прокуратуры Российской Федерации.
Формулировка "российские официальные документы, подлежащие вывозу за границу" (в части терминов "российские", "подлежащие вывозу", "за границу") в наименовании и тексте законопроекта не представляется корректной с учетом формулировки статьи 1 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (далее - Конвенция), согласно которой Конвенция распространяется на "официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представленными на территории другого договаривающегося государства". Таким образом, термин "за границу" является более широким по содержанию, а Конвенция, в которой участвуют не все государства, предусматривает взаимность.
Перечень "российских официальных документов" (статья 5 проекта) необходимо соотнести с перечнем статьи 1 Конвенции.
В законопроекте не отражены случаи, предусмотренные в статье 8 Конвенции, относящиеся к другим международным договорам Российской Федерации, предусматривающим определенные формальности для удостоверения подписи, печати, штампа.
Часть 2 статьи 3 законопроекта дублирует часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и представляется излишней.
Необходимо доработать понятие "апостиль" (пункт 4 статьи 2 проекта) и статью 8 законопроекта. При этом отсылки к Конвенции в законе, имплементирующем положения этой Конвенции, не представляются корректными. Необходимо учитывать, что в свою очередь статья 4 Конвенции и приложение к Конвенции устанавливают "образец". Таким образом, необходимо установить единую на территории Российской Федерации форму апостиля, соответствующую требованиям и образцу Конвенции. При этом статья 4 Конвенции не требует составления апостиля на трех языках, как это предусмотрено в части 2 статьи 8 законопроекта.
Понятие "реестр апостилей" и статья 10 законопроекта требуют доработки с учетом того, что ведение реестра апостилей осуществляется согласно части 1 статьи 10 законопроекта компетентным органом, а в законопроекте полномочиями по проставлению апостиля наделены все компетентные органы. При этом наименования соответствующих "реестров", которые ведутся в настоящее время федеральными органами исполнительной власти в соответствии с действующими административными регламентами, отличаются (журнал регистрации апостиля, федеральная база данных об апостилях и т.д.).
Замечания юридико-технического характера переданы в комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.