Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 941995-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. N Пр-3086 и поручением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. N ДМ-П13-9589 об обеспечении внесения в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих запрет на предоставление государственной поддержки компаниям, находящимся в офшорной юрисдикции.
Законопроектом устанавливается запрет на предоставление государственной (муниципальной) поддержки в форме субсидий и бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в форме государственных (муниципальных) гарантий иностранным юридическим лицам, включая офшорные компании.
При этом законопроектом запрет на предоставление государственных или муниципальных гарантий устанавливается не только в отношении юридических лиц, являющихся принципалами, но также в отношении лиц, являющихся бенефициарами по таким гарантиям, учитывая, что указанные юридические лица, как и принципалы, фактически являются выгодоприобретателями в результате применения данной формы государственной (муниципальной) поддержки.
В качестве исключения из устанавливаемого законопроектом запрета на предоставление государственных гарантий Российской Федерации юридическим лицам, находящимся в офшорных юрисдикциях, сохранено право предоставления государственных гарантий Российской Федерации в целях оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг).
Осуществление указанного экспорта, как правило, связано с участием значительного числа субъектов (как частных компаний, так и публично-правовых образований), находящихся в различных национальных юрисдикциях с различающимися правовыми режимами. Зачастую участие в осуществлении экспортных операций компаний, зарегистрированных на территории иностранных государств (в том числе в офшорных зонах), является единственным способом реализации экспортных контрактов. Реальными получателями выгоды от применения мер государственной поддержки экспорта являются не принципалы и бенефициары, а российские организации-экспортеры. При этом основными задачами указанной государственной гарантийной поддержки является продвижение на иностранные рынки российской высокотехнологичной промышленной продукции, стимулирование развития несырьевого сектора российской экономики и укрепление международных экономических связей.
Кроме того, законопроектом предусматривается нераспространение устанавливаемых ограничений на случаи предоставления государственных или муниципальных гарантий в обеспечение исполнения обязательств, по которым невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии или бенефициарами является неопределенный круг лиц. Основания для предоставления указанных государственных или муниципальных гарантий предусмотрены статьей 115.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (держателями такой гарантии является принципал).
Определение бенефициара по таким гарантиям невозможно в силу объективных причин. Например, при заключении с принципалом договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии по облигационным займам невозможно определить лицо, которое в момент наступления гарантийного случая будет являться держателем ценной бумаги (облигации).
Согласно положениям законопроекта в случае, если получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидии или бюджетные инвестиции, выявлен факт несоответствия юридического лица - получателя государственной (муниципальной) поддержки устанавливаемым законопроектом требованиям, средства в объеме предоставленных субсидий или бюджетных инвестиций подлежат возврату юридическим лицом в соответствующий бюджет.
В отношении государственных (муниципальных) гарантий, предоставленных в обеспечение исполнения обязательств и (или) в пользу офшорных компаний, законопроектом устанавливается, что исполнение по таким гарантиям гарантом не осуществляется.
В дополнение к вышеизложенным поправкам предлагается внести изменения в статьи 78, 78.1 и 80 Кодекса, в соответствии с которыми обязательным условием, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), а также бюджетных инвестиций (далее - целевые средства), является запрет конвертации указанных средств в иностранную валюту, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, также иных операций, связанных с достижением целей предоставления указанных средств, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств.
При этом законопроектом устанавливается требование о включение вышеуказанного условия только в договоры (соглашения) о предоставлении юридическим лицам (за исключением федеральных бюджетных и автономных учреждений) субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, указанное требование не будет применяться к договорам (соглашениям) о предоставлении юридическим лицам субсидий в целях возмещения недополученных доходов или затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Законопроектом также предусмотрены изменения в Кодекс, направленные на реализацию отдельных мероприятий плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р.
В соответствии с пунктом 3 статьи 212 Кодекса в случае снижения в соответствии с ожидаемыми итогами социально-экономического развития Российской Федерации в текущем финансовом году прогнозируемого на текущий финансовый год общего объема доходов федерального бюджета (за исключением дополнительных нефтегазовых доходов и доходов от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) более чем на 15 процентов по сравнению с объемом указанных доходов, предусмотренным федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, положения указанного федерального закона в части, относящейся к плановому периоду, могут быть признаны утратившими силу.
В этом случае договоры (соглашения, контракты), заключенные федеральными органами, учреждениями, унитарными предприятиями, подлежащие оплате за пределами текущего финансового года, должны быть расторгнуты ввиду отсутствия источников финансирования для их исполнения в плановом периоде.
Расторжение таких договоров (соглашений, контрактов) приведет к следующим последствиям:
1) предъявление контрагентами требований к Российской Федерации по возмещению убытков, вызванных расторжением договоров;
2) необходимость заключения новых договоров на срок до одного года (при этом необходимо учитывать длительность конкурсных процедур, что существенно затруднит реализацию мероприятий государственных программ);
3) удорожание поставок товаров, работ (услуг), которое может быть вызвано привлечением нового подрядчика (исполнителя) к их выполнению (оказанию).
В связи с изложенным, законопроектом предлагается ввести в статью 161 Кодекса норму, которая позволит не расторгать заключенные договоры (соглашения, контракты) в случае отсутствия источников финансирования для их оплаты в плановом периоде, при условии урегулирования в дополнительных соглашениях к указанным договорам порядка их исполнения за пределами текущего финансового года.
Предлагается также внести изменения в статьи 78.1 и 78.2 Кодекса в отношении договоров, заключенных бюджетными и автономными учреждениями, унитарными предприятиями, подлежащих оплате в плановом периоде за счет предоставленных из бюджета субсидий, учитывая, что в результате признания утратившими силу положений закона (решения) о бюджете в части, относящейся к плановому периоду, получателям бюджетных средств не могут быть доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий в плановом периоде.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.