Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 942000-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об урегулировании финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией"
Досье на проект федерального закона
По состоянию на 14 декабря 2010 г. (дата подписания Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об урегулировании финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией, далее - Соглашение) общий объем неурегулированных финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией составил эквивалент 174,2 млн. долларов США. Вся сумма указанной задолженности просрочена.
Указанные долговые обязательства, возникшие в период до середины 1990-х годов, включают следующие категории:
задолженность по кредитам, предоставленным бывшим СССР для оплаты части взносов монгольской стороны в уставный фонд СП "Монголсовцветмет" (в настоящее время - КОО "Монголросцветмет"), в сумме около 163,7 млн. переводных рублей;
сальдо в пользу российской стороны по клиринговым счетам, открытым Внешэкономбанком в Государственном банке Монголии для расчетов по товарообменным операциям в соответствии с Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Монгольской Народной Республики о торгово-экономическом сотрудничестве в 1991 году от 13 февраля 1991 г. и обменными письмами сторон от 15 августа 1991 г. и 16 августа 1991 г., в сумме 10,5 млн. клиринговых долларов США.
Подавляющая часть долговых обязательств Монголии перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным бывшим СССР, была урегулирована в соответствии с подходами, зафиксированными в межправительственном российско-монгольском Меморандуме о взаимопонимании по вопросу об урегулировании задолженности Монголии перед Российской Федерацией по предоставленным кредитам, выраженной в переводных рублях, от 1 июля 2003 г. При этом задолженность по кредитам, предоставленным для оплаты части взносов монгольской стороны в уставной фонд СП "Монголросцветмет", подлежала урегулированию после подведения итогов реализации Соглашения между Правительством СССР и Правительством МНР о деятельности советско-монгольского совместного хозяйственного объединения "Монголсовцветмет" от 5 июня 1991 г.
Проведенные в период 2004 - 2009 годов несколько раундов двусторонних переговоров по урегулированию оставшихся после решения в 2003 году проблемы "большого" долга финансовых обязательств Монголии результатов не принесли в связи с жесткой позицией должника, не желающего в принципе признавать наличие каких-либо обязательств перед Российской Федерацией.
Наличие неурегулированных финансовых обязательств Монголии перед Россией объективно выступало сдерживающим фактором для развития инвестиционного двустороннего сотрудничества, в частности для реализации российскими компаниями крупных проектов в транспортной и горнорудной отраслях на территории Монголии.
В результате проведенных в июле 2010 г. двусторонних переговоров удалось достичь договоренности о погашении монгольской стороной финансовых обязательств перед Российской Федерацией в сумме 163,7 млн. переводных рублей и 10,5 млн. клиринговых долларов США единовременным платежом в сумме 3,8 млн. долларов США. Таким образом, речь идет о получении от должника средств в свободно конвертируемой валюте в счет погашения задолженности, выраженной в условных расчетных единицах, применявшихся по кредитным и торговым операциям бывшего СССР и на протяжении последних 20 лет фактически выведенных из хозяйственного оборота России и Монголии.
Указанный подход, соответствующий условиям урегулирования "большого" долга Монголии, стал, по сути, единственным возможным способом разблокирования "долгового" вопроса.
Реализация достигнутых договоренностей по урегулированию финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией будет иметь следующие положительные социально-экономические последствия:
снимается проблема неурегулированных финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией, препятствующая развитию двусторонних отношений в кредитно-финансовой и инвестиционной сфере;
обеспечивается поступление в федеральный бюджет средств в свободно конвертируемой валюте в погашение задолженности монгольской стороны в сумме 3,8 млн. долларов США;
придается новый импульс для дальнейшего продвижения экономических интересов России в указанном регионе.
Соглашение вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении сторонами необходимых внутригосударственных процедур.
Монгольская сторона информировала о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения, нотой от 24 декабря 2010 г.
Соглашение предусматривает изменение условий погашения задолженности Монголии перед Россией, в связи с чем в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 127) Соглашение подлежит ратификации. Пакет документов, необходимых для внесения Соглашения на ратификацию, был разработан Минфином России и после согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в июне 2011 г. направлен в МИД России для совместного представления в Правительство Российской Федерации предложения о ратификации Соглашения.
Однако в соответствии с решением Президента Российской Федерации в августе 2011 г. процесс ратификации Соглашения был приостановлен.
В соответствии с указанием Президента Российской Федерации в мае 2015 г. процесс ратификации возобновлен.
Соглашение не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Соглашение не содержит иных правил, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об урегулировании финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией"
Реализация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об урегулировании финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией от 14 декабря 2010 г. не повлечет за собой расходов федерального бюджета.
Вместе с тем его реализация позволит обеспечить поступление в федеральный бюджет средств в сумме 3,8 млн. долларов США.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об урегулировании финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об урегулировании финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об урегулировании финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об урегулировании финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.