Досье на проект федерального закона
В последнее время реализуется Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы, успех которой во многом сдерживается не созданными организационно-правовыми условиями беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных дома. На основе количества обращений инвалидов и родителей детей-инвалидов в органы власти и общественные организации инвалидов, жилищная проблема является основной в вопросах интеграции людей с инвалидностью в общество. Маломобильные категории населения, в первую очередь инвалиды на колясках, проживая в неприспособленных для их нужд квартирах и, особенно, в домах без лифта, лишены возможности для независимой жизнедеятельности (они не могут свободно передвигаться по квартире, без проблем пользоваться ванной и туалетом, самостоятельно выходить на улицу). Родители детей-инвалидов, имеющих трудности с передвижением, сталкиваются также с большими проблемами качества жизни.
После детального изучения условий проживания инвалидов-колясочников в Свердловской области оказалось, что у 63,8% инвалидов отсутствуют условия доступной среды в жилье, а у остальных имеется лишь условная, либо частичная доступность. К сожалению, такая же ситуация во многих субъектах Российской Федерации.
В условиях, когда строительство нового жилья, приспособленного для инвалидов с ограниченной мобильности строится недостаточно, попытки улучшить доступность жилых помещений для этой категории инвалидов путем использования специальных технических средств (пандусов, подъемников) сталкиваются в регионах с серьёзными трудностями. В первую очередь, это вызвано несовершенством законодательства.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) определена государственная политика по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В связи с этим Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия доступности для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски).
Однако в преамбуле к Федеральному закону указано, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации (за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания) и, соответственно, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в статье 5) по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в том числе, и к жилым помещениям в многоквартирных домах, не предусмотрены.
Также не определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по данному вопросу в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". К тому же полномочия органов местного самоуправления в данной сфере не включены в базовый Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В связи с этим, несмотря на то, что Федеральным законом установлено, что государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней, реально не в региональных, ни в местных бюджетах во многих регионах средства на эти цели не планируются.
При этом Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" внесена поправка в статью 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (с вступлением в силу с 1 января 2016 года), по которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах. Однако, эти положения не содержатся в базовых федеральных законах по вопросам социальной защиты инвалидов, а также организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Данный законопроект направлен на устранение пробелов в законодательстве в части полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путем внесения поправок в статью 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в статью 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Принятие данных поправок позволит, в том числе, включать в бюджеты всех уровней средства на обеспечения доступности жилых помещений инвалидов.
Однако даже если финансовые средства для постройки пандуса, подъёмника находятся из внебюджетных источников, работу по установке необходимого технического средства часто не удается довести до конца с ссылкой на то, что против выступают жильцы многоквартирного дома, где проживает инвалид или семья, имеющего ребенка-инвалида.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и должно решать все важные вопросы по содержанию и ремонту общего имущества дома. При этом "к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта". Основной мотив отказа в принятии решения о проведении данной работы находится в сфере финансовых обязательств собственников многоквартирного дома.
Факты широко известны, когда и при наличии необходимых средств (из бюджетов различных уровней, из благотворительных фондов и других источников) общее собрание принимало отрицательное решение, нарушая норму статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по которой организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать для инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия доступности.
На основании статьи 44 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме должно принимать решения в отношении реконструкции дома, его капитального ремонта и об использовании фонда капитального ремонта. Установка пандуса, подъёмника, расширение входного дверного проёма не может быть отнесено к реконструкции и капитальному ремонту дома и не используется средства фонда капитального ремонта и другие общие средства собственников.
Поэтому данным законопроектом вносится поправка в статью 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, по которой, в случае приспособления общего имущества многоквартирного дома для создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к жилому помещению за счет средств из бюджетов всех уровней или других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не проводится по данному вопросу.
Принятие данного законопроекта станет основой решения вопросов беспрепятственного доступа для инвалидов к жилому помещению в многоквартирных дома.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных домах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных домах" не потребует дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных домах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных домах" не потребует внесения изменений и дополнений в другие федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.