Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 943074-6 "О внесении изменений в статьи 29.4 и 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29.4 и 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) направлен на совершенствование действующего порядка назначения административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также устранение в связи со сложившейся правоприменительной практикой правовых коллизий в данной сфере правового регулирования.
Частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 12 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов и учреждений, вынесших постановления по делам об административных правонарушениях, уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в том числе и в отношении граждан. Данная категория дел рассматривается мировыми судьями (статья 23.1 КоАП РФ).
Однако действующее правовое регулирование затрудняет привлечение нарушителей - физических лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Санкция части 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусматривает административное наказание, в том числе и в виде административного ареста.
В соответствии с частью 4 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Согласно части 3 статьи 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Таким образом, мировой судья обязан рассмотреть дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в день получения материалов административного дела и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Одной из главных проблем при этом является обеспечение явки лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Исходя из смысла статьи 28.8 и части 4 статьи 29.6 КоАП РФ обязанность по обеспечению явки лица, в отношении которого ведется производство по делу, возлагается на должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении.
Вместе с тем у большинства надзорных органов отсутствуют процессуальные полномочия по задержанию и доставлению правонарушителя в судебный участок мирового судьи с целью принятия мировым судьей решения по административному делу.
Материалы административного дела возвращаются должностному лицу, составившему протокол, в порядке, предусмотренном статьей 29.4 КоАП РФ, в связи с необеспечением явки лица, привлекаемого к административной ответственности. Правомерность указанной позиции подтверждена постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2014 года N 7-АД13-8.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о правовой коллизии и нарушении принципа неотвратимости наказания за совершенные административные правонарушения.
Так, Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области в 2014 году было направлено мировым судьям 63 материала по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, из них 18 материалов возвращено определениями мировых судей в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ ввиду необеспечения явки к судье лица, привлекаемого к административной ответственности. За первое полугодие 2015 года количество направленных материалов составило 19, возвращенных - 17, то есть возвращено 89,5% от направленных материалов.
Законопроектом предлагается:
- часть 3 статьи 29.4 КоАП РФ дополнить абзацем следующего содержания:
"В связи с неявкой без уважительной причины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, при рассмотрении которого его присутствие является обязательным, судья выносит определение о приводе указанного лица.";
- внести дополнение в часть 4 статьи 29.6 КоАП РФ, предполагающее, что на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, требование о сроке рассмотрения не распространяется.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят:
- провести подготовку дела к рассмотрению в соответствии с частью 1 статьи 29.4 КоАП РФ, вынести определение о назначении времени и места рассмотрения дела, известив об этом лицо, привлекаемое к ответственности;
- при неявке лица, привлекаемого к ответственности, в судебное заседание, в котором рассматривается дело, судья будет вправе вынести определение о приводе данного лица с целью обеспечения его явки в судебное заседание.
В целях урегулирования обозначенных законопроектом правоотношений в 2012 году депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Лысаковым на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вносился проект федерального закона N 40772-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о совершенствовании механизма принудительного взыскания неоплаченных административных штрафов и наказания за неуплату штрафа в установленный срок), в соответствии с которым предлагалось, в частности, исключить из части 1 статьи 20.25 КоАП РФ санкцию об административном аресте и предусмотреть ее при повторном совершении указанного административного правонарушения.
Проект федерального закона N 40772-6 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении не рассматривался, дата его рассмотрения не была определена; согласно заключению Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона N 40772-6 нуждается в доработке.
Вместе с тем в настоящее время гражданами, привлеченными к административной ответственности, в добровольном порядке не уплачивается значительное количество административных штрафов. Это является следствием несовершенства механизма взыскания таких штрафов и контроля за их уплатой, а также привлечения к ответственности за неуплату штрафов.
Принятие законопроекта будет способствовать соблюдению принципа неотвратимости наказания и предупреждению совершения административных правонарушений.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 29.4 и 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 29.4 и 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 29.4 и 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 29.4 и 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.