Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 943498-6 "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации мОб организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение:
абзаца четвертого подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. N Пр-2183ГС о совершенствовании порядка расходования средств, полученных территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями по результатам проведенных ими контрольных проверок качества и условий предоставления медицинскими организациями медицинской помощи, изменения объема этих средств и направления их на мероприятия, связанные с устранением выявленных нарушений;
подпункта 5 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. N Пр-3086 о разработке и утверждении комплекса мер, направленных на дальнейшее развитие системы обязательного медицинского страхования, предусматривающих повышение ответственности субъектов и участников обязательного медицинского страхования в целях усиления требований к страховщикам, осуществляющим исключительно медицинское страхование, повышения финансовой устойчивости и стабильности системы обязательного медицинского страхования;
поручения Президента Российской Федерации от 20 июня 2015 г. N Пр-1217 о поддержке предложения Минздрава России (В.И. Скворцова) об увеличении минимального размера уставного капитала страховщика, осуществляющего медицинское страхование, с 60 до 120 млн. рублей.
В целях повышения финансовой устойчивости и стабильности системы обязательного медицинского страхования законопроектом вносятся изменения в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в части увеличения размера уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование (с 60 млн. рублей, установленных в настоящее время, до 120 млн. рублей).
При этом предусмотрен переходный период (до 1 января 2017 г.) для приведения размеров уставных капиталов страховых медицинских организаций в соответствие с проектируемыми требованиями.
Действующим законодательством Российской Федерации состав расходов и источники формирования нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования не установлены, средства для финансирования мероприятий, направленных на устранение причин нарушений, выявленных при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, отсутствуют.
В целях устранение указанных правовых пробелов законопроектом также вносятся изменения в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в части определения источников формирования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования и направлений расходования средств нормированного страхового запаса.
Согласно законопроекту нормированный страховой запас включает:
средства для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования;
средства для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования;
средства для финансового обеспечения мероприятий по дополнительному профессиональному образованию медицинских работников по программам повышения квалификации, приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
Формирование нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования будет осуществляться за счет доходов бюджета территориального фонда, в части средств, направляемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, а также на расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования.
Формирование нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования будет осуществляться за счет средств от санкций, примененных к медицинским организациям по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в части средств, направляемых на финансовое обеспечение мероприятий по дополнительному профессиональному образованию медицинских работников по программам повышения квалификации, приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
Исходя из результатов проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в 2013 году сумма средств для финансового обеспечения мероприятий по дополнительному профессиональному образованию медицинских работников по программам повышения квалификации, приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования составила бы 27 207,4 млн. рублей.
Кроме того, законопроект устанавливает обязанность медицинских организаций использовать средства для финансового обеспечения мероприятий по дополнительному профессиональному образованию медицинских работников по программам повышения квалификации, приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Учет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования будет осуществляться на едином лицевом счете территориального фонда обязательного медицинского страхования для учета операций, осуществляемых в рамках установленных полномочий, открытом в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. N 24н. При этом планируется осуществлять раздельный аналитический учет формирования и расходования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на устранение причин нарушений, выявленных при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, предлагается осуществлять за счет средств нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" потребуется принятие:
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители разработки проекта |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка использования медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования, полученных для осуществления мероприятий, связанных с устранением нарушений, выявленных при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи" |
Статья 2 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Установление порядка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных для осуществления мероприятий, связанных с устранением нарушений, выявленных при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи |
Минздрав России ФОМС |
Проект приказа Минздрава России "О внесении изменений в приказ Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2011 г. N 1030н "Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования" |
Статья 2 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Изменение размера целевых и собственных средств страховых медицинских организаций. Внесение дополнений в части направления и контроля использования средств для финансирования мероприятий, связанных с устранением нарушений, выявленных при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи |
Минздрав России ФОМС |
Проект приказа Минздрава России "Об утверждении перечня мероприятий, связанных с устранением нарушений, выявленных при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи" |
Статья 2 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Установление перечня мероприятий, связанных с устранением нарушений, выявленных при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи |
Минздрав России ФОМС |
Проект приказа Минздрава России "О внесении изменений в приказ Минздрава России от 24 декабря 2012 г. N 1355н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" |
Статья 2 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Внесение дополнений в части использования средств для финансирования мероприятий, связанных с устранением нарушений, выявленных при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи |
Минздрав России ФОМС |
Проект приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования "О внесении изменений в приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. N 227 "О порядке использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования" |
Статья 2 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Внесение дополнений в порядок формирования и расходования средств нормированного страхового запаса |
Минздрав России ФОМС |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.