Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - законопроект) внесен в Государственную Думу 23 октября 2015 года Правительством Российской Федерации.
Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел законопроект в части своей компетенции и отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской законопроект сформирован на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (таблица 1).
таблица 1
Основные характеристики федерального бюджета на 2016 год
млрд. рублей | |||||
Показатели |
2014 год (отчет) |
2015 год (оценка) |
2016 год |
||
N 384-ФЗ |
Отклонение |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5-4 |
Доходы, всего |
14 496,9 |
13 251,3 |
15 795,5 |
13 738,5 |
-2 057,0 |
%% к ВВП |
20,3 |
18,0 |
19,0 |
17,5 |
-1,5 |
Расходы, всего |
14 831,6 |
15 417,3 |
16 271,8 |
16 098,7 |
-173,1 |
%% к ВВП |
20,8 |
21,0 |
19,6 |
20,5 |
0,9 |
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-334,7 |
-2 166,0 |
-476,3 |
-2 360,2 |
-1 883,9 |
%% к ВВП |
-0,5 |
-3,0 |
-0,6 |
-3,0 |
-2,4 |
Ненефтегазовый дефицит |
-7 768,5 |
-8 045,8 |
-8 508,3 |
-8 405,1 |
103,2 |
%% к ВВП |
-10,9 |
-10,9 |
-10,2 |
-10,7 |
-0,5 |
Расходная часть федерального бюджета на 2016 год сформирована с учетом приоритизации мероприятий, реализуемых в рамках государственных программ Российской Федерации (или) непрограммных направлений деятельности, исходя из необходимости обеспечения в первоочередном порядке исполнения публичных нормативных и приравненных к ним обязательств, достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, и повышения эффективности использования средств федерального бюджета.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2016 году будут являться средства Резервного фонда и государственные заимствования Российской Федерации (таблица 2).
таблица 2
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
млрд. рублей | |||||||
Показатели |
2014 год (отчет) |
2015 год |
2016 год |
||||
N 384-ФЗ |
Оценка |
Отклонение |
N 384-ФЗ |
Отклонение |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4-3 |
6 |
7 |
8=7-6 |
Всего источников |
334,7 |
2 675,3 |
2 166,0 |
-509,3 |
476,3 |
2 360,2 |
1 883,9 |
%% к ВВП |
0,5 |
3,7 |
3,0 |
-0,7 |
0,6 |
3,0 |
2,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Средства Резервного фонда |
-402,2* |
3 074,1 |
2 622,9 |
-451,2 |
- |
2 136,9 |
2 136,9 |
Средства ФНБ |
12,4 |
19,7 |
9,4 |
-10,3 |
21,9 |
12,0 |
-9,9 |
Иные источники |
724,5 |
-418,5 |
-466,3 |
-47,8 |
454,4 |
211,3 |
-243,1 |
%% к ВВП |
1,0 |
-0,6 |
-0,6 |
- |
0,5 |
0,3 |
-0,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
государственные заимствования |
953,0 |
-61,6 |
-159,5 |
-97,9 |
522,1 |
393,2 |
-128,9 |
приватизация |
29,7 |
15,0 |
5,0 |
-10,0 |
99,9 |
33,2 |
-66,7 |
прочие источники |
-258,2 |
-371,9 |
-311,8 |
60,1 |
-167,6 |
-215,1 |
-47,5 |
* дополнительные нефтегазовые доходы, перечисленные в 2015 году по итогам исполнения федерального бюджета за 2014 год
В связи с тем, что в 2016 году пополнение Резервного фонда не прогнозируется, к концу рассматриваемого года его объем снизится до 1 051,4 млн.рублей.
Государственные программы
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2015 года N 273-ФЗ "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации", норма о внесении к 1 октября 2015 года проектов государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограмм) с учетом обновленной структуры, в том числе проектов федеральных целевых программ, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации признана утратившей силу. Вместе с тем, в целях обеспечения возможности полноценного рассмотрения Федеральным Собранием Российской Федерации и Счетной палатой Российской Федерации проекта федерального бюджета на 2016 год в увязке с целями, задачами, ожидаемыми результатами и целевыми показателями, планируемыми к достижению в рамках соответствующих госпрограмм, наряду с проектами паспортов госпрограмм в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год, представлена информация об указанных параметрах проектов госпрограмм в части 2016 года.
В соответствии с перечнем госпрограмм, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 1950-р, госпрограммы сгруппированы по 5 основным направлениям (таблица 3).
таблица 3
млн. рублей
Наименование |
2015 год* |
2016 год |
|||
Закон N 384-ФЗ |
Отклонение, % |
Изменение к предыдущему году, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4/3 х 100 |
6 = 4/2 х 100 |
Расходы на реализацию государственных программ, всего |
8 707 049,4 |
8 920 905,3 |
8 874 171,2 |
99,5 |
101,9 |
в том числе по направлениям: |
|
|
|
|
|
I Новое качество жизни (12 программ) |
3 501 630,2 |
3 530 656,9 |
3 388 243,4 |
96,0 |
96,8 |
II Инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ), без закрытой части |
2 260 197,7 |
2 248 652,1 |
2 241 038,4 |
99,7 |
99,2 |
III Обеспечение национальной безопасности (1 программа), без закрытой части |
1 542,4 |
1 476,8 |
1 958,8 |
132,6 |
127,0 |
IV Сбалансированное региональное развитие (5 программ) |
772 808,0 |
882 719,9 |
919 800,0 |
104,2 |
119,0 |
V Эффективное государство (4 программы), без закрытой части |
1 290 740,6 |
1 194 606,5 |
1 327 122,3 |
111,1 |
102,8 |
Расходы на реализацию государственных программ (закрытая часть) |
880 130,5 |
1 062 793,2 |
996 008,3 |
93,7 |
113,2 |
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 октября 2015 г.
Информация о расходах федерального бюджета в 2015 - 2016 годах в разрезе госпрограмм представлена в приложении N 1 к заключению.
Необходимо отметить, что особенностью формирования проекта федерального бюджета на 2016 год является отражение бюджетных ассигнований в разрезе не только госпрограмм, их подпрограмм, но и в разрезе основных мероприятий. Включение в структуру кода целевой статьи расходов кода основного мероприятия госпрограмм позволяет обеспечить увязку бюджетных ассигнований непосредственно с основными мероприятиями и соответствующими им целевыми показателями (индикаторами), а также возможность оценки достижения целей, задач и запланированных результатов реализации госпрограмм.
В группу госпрограмм "Сбалансированное региональное развитие" отнесены 5 госпрограмм:
- Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года;
- Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами;
- Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года;
- Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона;
- Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года.
Государственная программа "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года
Расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию государственной программы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года представлены в таблице 4.
таблица 4
млн. рублей | |||
Наименование |
2016 год |
||
Закон N 384-ФЗ |
Отклонение, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 = 3/2 х 100 |
Всего |
15 412,3 |
13 345,9 |
86,6 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года" |
554,7 |
554,8 |
100,0 |
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы" |
4 428,0 |
3 569,6 |
80,6 |
Федеральная целевая программа "Юг России (2014 - 2020 годы)" |
10 429,7 |
9 141,4 |
87,6 |
Подпрограмма "Формирование инфраструктуры государственной информационной политики в Северо-Кавказском федеральном округе" |
0 |
80,0 |
- |
Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, предусмотренные в проекте федерального бюджета, составят 13 345,9 млн. рублей, по сравнению с объемами, утвержденными на 2015 год, уменьшены на 2 066,4 млн.рублей.
На реализацию основного мероприятия "Развитие комплексного информационного ресурса, посвященного Северо-Кавказскому федеральному округу" подпрограммы "Формирование инфраструктуры государственной информационной политики в Северо-Кавказском федеральном округе" проектом предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 80,0 млн.рублей за счет перераспределения с ФЦП "Юг России (2014 - 2020 годы)".
Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по госпрограмме повлияло уменьшение бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" в связи завершением начатых мероприятий (объектов капитального строительства) и постепенным окончанием реализации данной федеральной целевой программы.
Кроме того, сокращение параметров финансового обеспечения реализации госпрограммы связано с выделением в 2015 году дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета в объеме 1 000,0 млн. рублей на реализацию мероприятий по переселению жителей Чеченской Республики из опасных для проживания оползневых зон ("разовое решение") в рамках ФЦП "Юг России (2014 - 2020 годы)".
Государственная программа "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"
Расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию государственной программы "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" представлены в таблице 5.
Бюджетные ассигнования на реализацию указанной госпрограммы, предусмотренные в проекте федерального бюджета, составят 655 924,0 млн.рублей.
таблица 5
млн. рублей | |||
Наименование |
2016 год |
||
Закон N 384-ФЗ |
Отклоне-ние, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 = 3/2 х 100 |
Всего |
666 691,0 |
655 924,0 |
98,4 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" |
10 214,0 |
9 380,2 |
91,8 |
Подпрограмма "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" |
656 477,0 |
646 543,8 |
98,5 |
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными на 2015 год, уменьшены на 10 767,0 млн.рублей. В связи с применением общих подходов к оптимизации расходов федерального бюджета, а также изменением методики определения целевых показателей повышения оплаты труда "указных" категорий работников бюджетной сферы проектом бюджета предусматривается сокращение отдельных расходов в части основного мероприятия "Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня" подпрограммы "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" в 2016 году в объеме - 35 848,9 млн.рублей. За счет частичного перераспределения бюджетных ассигнований в рамках госпрограммы во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 28 июля 2015 года N ДМ-П13-83пр предлагается проиндексировать объем бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия "Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" подпрограммы "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" на 5,5 процентов (увеличение на 26 827,5 млн. рублей) в целях поддержки субъектов Российской Федерации. Планируемое увеличение объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности соответствует предложениям Государственной Думы и Совета Федерации при составлении проекта федерального бюджета на 2016 год.
Изменение расходов по госпрограмме обусловлено общими подходами к оптимизации расходов федерального бюджета, а также увеличением бюджетных ассигнований в рамках основного мероприятия "Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня" подпрограммы "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" в целях содействия сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году, в том числе для компенсации выпадающих доходов по налогу на прибыль организаций в связи с изменением налогообложения нефтегазовой отрасли.
Перераспределение бюджетных ассигнований в рамках подпрограммы "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" между отдельными мероприятиями "Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" и "Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня" в целях индексации общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, как отмечено в пояснительной записке, не приведет к изменению общего объема расходов на финансирование госпрограммы.
Государственная программа "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года"
Расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию государственной программы "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" представлены в таблице 6.
таблица 6
млн. рублей | |||
Наименование |
2016 год |
||
Закон N 384-ФЗ |
Отклонение, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 = 3/2 х 100 |
Всего |
6 340,5 |
72 137,8 |
1 137,7 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области" |
0,0 |
66 717,5 |
- |
Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года |
6 340,5 |
5 420,3 |
85,5 |
Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", предусмотренные в проекте федерального бюджета, составят 72 137,8 млн.рублей. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными на 2015 год, увеличены на 65 797,3 млн.рублей. Вследствие применения общих подходов к формированию проекта федерального бюджета сокращение объемов финансового обеспечения госпрограммы в целом составило 920,1 млн.рублей.
На изменение расходов по госпрограмме повлияло выделение бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области" в объеме - 66 717,5 млн. рублей для предоставления иных межбюджетных трансфертов на поддержку юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов особой экономической зоны в Калининградской области, в целях стимулирования их предпринимательской деятельности, снижения издержек производства, сохранения инвестиционного потенциала Калининградской области, а также улучшения экономических и социальных условий проживания в Калининградской области.
Государственная программа "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"
В проекте федерального бюджета на 2016 год представлен проект паспорта государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона".
В этой связи Комитет обращает внимание, что пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "О парламентском контроле" федеральные органы исполнительной власти, являющиеся ответственными за разработку и реализацию государственных программ Российской Федерации, одновременно с внесением соответствующих проектов на рассмотрение в Правительство Российской Федерации представляют их в Государственную Думу для рассмотрения профильными комитетами Государственной Думы и Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам. В нарушение пункта 3 статьи 11 указанного закона проект паспорта госпрограммы не представлен в Государственную Думу на рассмотрение. При этом на реализацию госпрограммы в 2016 году законопроектом предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме - 46 652,3 млн.рублей (или 60% от объема средств в соответствии с действующим паспортом программы) (таблица 7).
Государственная программа "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"
таблица 7
млн. рублей | ||||||
Наименование |
2014 год исполнение |
2015 год |
2016 год |
|||
Закон о ФБ |
Закон о ФБ с учетом изменений |
Паспорт утвержденный |
Проект Паспорта |
бюджета |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего |
20 482,4 |
45 449,6 |
25 335,4 |
77 420,7 |
46 652,3 |
46 652,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Создание условий для опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа" |
0,0 |
|
|
|
6 200,3 |
6 200,3 |
Подпрограмма "Поддержка реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе" |
0,0 |
|
|
|
9 950,0 |
9 950,0 |
Подпрограмма "Повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока" |
0,0 |
|
|
|
647,6 |
647,6 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития" |
714,5 |
7 829,6 |
7 043,9 |
636,7 |
791,3 |
791,3 |
Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" |
17 086,9 |
29 063,1 |
18 156 |
76 784,0 |
29 063,1 |
29 063,1 |
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" / на 2016 - 2025 годы |
2 681,0 |
560,8 |
326,3 |
32 |
0,0 |
0,0 |
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, на изменение расходов по госпрограмме повлияло:
- выделение дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов на Дальнем Востоке в рамках подпрограмм "Создание условий для опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе" и "Поддержка реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе;
- выделение дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока" в объеме 647,6 млн.рублей в связи с принятием Правительством Российской Федерации решений об учреждении автономной некоммерческой организации "Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта" и автономной некоммерческой организации "Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке";
- увеличение бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" в связи с началом строительства основных объектов, по которым в 2014 и 2015 годах разрабатывалась проектная документация.
Комитет отмечает, что на реализацию федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" в проекте федерального бюджета на 2016 год средств не предусмотрено. Федеральная целевая программа развития Курильских островов утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации (N 793 от 4 августа 2015 года), при этом в нарушение пункта 3 статьи 11 Федерального закона "О парламентском контроле", программа не была представлена на рассмотрение в Государственную Думу.
По мнению Комитета, в целом предлагаемый объем средств федерального бюджета в 2016 году на реализацию госпрограммы не отвечает поставленным задачам ускоренного развития Дальнего Востока.
Государственная программа "Социально - экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года"
Комитет обращает внимание, что в материалах к законопроекту представлен проект государственной программы Российской Федерации "Социально - экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года". Ответственным исполнителем госпрограммы является Министерство экономического развития Российской Федерации. Паспортом госпрограммы объем бюджетных ассигнований на ее реализацию не предусмотрен.
Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
Комитет отмечает, что в части реализации государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года N 889 пролонгирована федеральная целевая программа "Жилище" до 2020 года.
В рамках реализации Федерального закона от 25 июля 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, предусмотрены бюджетные ассигнования для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в объеме - 4 733,7 млн.рублей. (таблица 8).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" следует читать как "25 октября 2002 г."
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы
таблица 8
млн. рублей | |||||
Наименование |
2014 год исполнение |
2015 год |
2016 год |
||
Закон о ФБ (01.12.2014) |
Закон о ФБ (с учетом изменений) |
Паспорт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы |
40 519,9 |
38 687,6 |
34 446,1 |
46 883,0 |
32 122,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
бюджетные ассигнования для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей |
2 974,0 |
9 191,8 |
5 259,4 |
5 649,2 |
4 733,7 |
Комитет обращает внимание, что законопроектом предусмотрено сокращение на 51% бюджетных ассигнований на мероприятия, по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по отношению к Закону о федеральном бюджете (N 384-ФЗ от 01.12.2014 г.).
Комитет неоднократно отмечал, о необходимости увеличения бюджетных ассигнований на мероприятия по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до 10 млрд.рублей ежегодно.
При формировании федерального бюджета на очередной год депутаты-члены Комитета ежегодно вносят поправки по увеличению бюджетных ассигнований на мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Предложения Комитета - не поддерживаются.
Вместе с тем, по данным Минстроя России в очереди на получение жилищных субсидий во всех субъектах Российской Федерации состоит более 218 тысяч семей граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом основной причиной длительного ожидания жилищных субсидий является недостаточное финансирование мероприятий по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Ожидание получения жилищных сертификатов северянами составляет более 20 лет. Реализация действующего федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с недостаточным финансированием является неудовлетворительной.
Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Комитет отмечает, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в проекте предусмотрены бюджетные ассигнования на осуществление компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц, являющихся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в 2016 году в объеме - 878,4 млн.рублей (или 54% к уровню 2015 года).
Также необходимо отметить, что в соответствии с указанным Законом, на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в 2016 году в федеральном бюджете предусмотрено 3 271,8 млн.рублей (или 97,8% к уровню 2015 года).
Федеральная целевая программа "Развитие Республики Карелия" на период до 2020 года
Комитет отмечает, что Постановлением Правительства Российской Федерации N 570 от 9 июня 2015 года утверждена федеральная целевая программа "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года". Срок реализации программы с 2016 по 2020 годы. Паспортом программы предусмотрено финансирование в 2016 году в объеме 3 000,0 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. В перечне федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2016 год, федеральная целевая программа "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года" отсутствует.
Межбюджетные трансферты
В соответствии с пояснительной запиской, законопроект о федеральном бюджете на 2016 предусматривает распределение между субъектами Российской Федерации 60 межбюджетных трансфертов, в том числе 22 субсидий, в то время как на 2015 год в федеральном бюджете утверждено распределение между субъектами Российской Федерации 52 межбюджетных трансфертов, в том числе 17 субсидий.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
таблица 9
млн. рублей
Наименование |
2014 год (отчет) |
2015 год* |
2016 год |
|
Изменение к предыдущему году, % |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4/3 х 100 |
Межбюджетные трансферты |
1 606 969,8 |
1 593 674,3 |
1 579 020,1 |
99,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
дотации |
774 698,7 |
596 148,9 |
647 370,4 |
108,6 |
субсидии |
409 874,9 |
438 869,3 |
351 048,3 |
80,0 |
субвенции |
308 159,9 |
345 708,2 |
321 299,1 |
92,9 |
иные межбюджетные трансферты |
114 236,3 |
212 947,9 |
259 302,3 |
121,8 |
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 октября 2015 г.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
В целях обеспечения функции государства по выравниванию бюджетной обеспеченности регионов, связанных с дифференциацией в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, поддержки субъектов Российской Федерации в связи со снижением темпов роста доходов и увеличением социально значимых расходов субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с нормами статьи 131 Бюджетного кодекса, объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2016 году увеличен на 5,5% и составит 514 599,7 млн.рублей.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2016 году будет являться 71 субъект Российской Федерации, 14 регионов не будут получателями данного вида финансовой помощи. Расчет указанных дотаций произведен с учетом особенностей разграничения доходов между отдельными субъектами Российской Федерации. Предоставление данных трансфертов позволит в 2016 году сократить разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными субъектами Российской Федерации с 5,7 до 2,5 раз.
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации
Бюджетные ассигнования для предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предусмотрены в 2016 году в объеме - 121 896,9 млн.рублей из них:
- дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме - 91 549,0 млн.рублей в целях компенсации выпадающих доходов по налогу на прибыль организаций в связи с изменением налогообложения нефтегазовой отрасли, а также в целях предоставления дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов Чеченской Республики, Республики Крым и города федерального значения Севастополь;
- дотация на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в объеме 30 000,0 млн.рублей (или 50 % к федеральному бюджету 2015 года).
Дотации бюджету Приморского края в целях обеспечения сбалансированности бюджета городского округа Большой Камень
Бюджетные ассигнования для предоставления дотации бюджету Приморского края в целях обеспечения сбалансированности бюджета городского округа Большой Камень предусмотрены в 2016 году в объеме - 294,5 млн.рублей. За счет указанных дотаций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 602 "Об упразднении закрытого административно-территориального образования - города Большой Камень Приморского края" планируется осуществить мероприятия, направленные на обеспечение сбалансированности бюджета городского округа Большой Камень на переходный период в связи со снятием статуса ЗАТО и прекращением предоставления финансовой поддержки из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов бюджетам ЗАТО.
Дотации бюджету Мурманской области в целях обеспечения сбалансированности бюджета городского округа Мурманск
Бюджетные ассигнования для предоставления дотации бюджету Мурманской области в целях обеспечения сбалансированности бюджета городского округа Мурманск предусмотрены в 2016 году в объеме - 53,4 млн.рублей. За счет указанных дотаций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 603 "О преобразовании закрытого административно-территориального образования - города Североморска Мурманской области" планируется осуществить мероприятия, направленные на обеспечение сбалансированности бюджета городского округа Мурманск, после включения в его состав поселка городского типа Росляково, на переходный период в связи со снятием статуса ЗАТО с указанной территории и прекращением предоставления финансовой поддержки из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов бюджетам ЗАТО.
Комитет отмечает, что в проекте федерального бюджета на 2016 год в целях развития субъектов Российской Федерации, в том числе северных и дальневосточных, предусмотрены следующие виды расходов государственной поддержки (приложение 2 к заключению):
- на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме - 142,0 млн.рублей (или 69,2% к 2015 году);
- субсидии на возмещение части затрат по наращиванию поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей в объеме - 340,1 млн.рублей (или 89,5% к 2015 году);
- субсидии на возмещение части затрат на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в объеме - 256,9 млн.рублей (или 98% к 2015 году);
- субсидии на производство продукции растениеводства на низкопродуктивной пашне в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в объеме - 436,6 млн.рублей (или 98% к 2015 году), в целях создания собственной кормовой базы за счет завоза семян в районах Крайнего Севера, где они не производятся по природным климатическим условиям, повышение плодородия почв за счет комплекса агротехнических мероприятий в паровых полях;
- субсидии российским лесоперерабатывающим предприятиям Дальневосточного федерального округа, участвующим в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, на возмещение части затрат, осуществленных в 2013 - 2015 годах на реализацию таких проектов, предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме - 25,0 млн.рублей (новый вид расходов);
- субсидии организациям автомобилестроения на перевозку автомобилей, произведенных на территории Дальневосточного федерального округа, в другие регионы страны, предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме - 3 201,4 млн.рублей (или 100% к 2015 году);
- субсидии на навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути в объеме - 457,0 млн.рублей (или 93,1% к 2015 году);
- субсидии организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети в объеме - 3 830,4 млн.рублей (или 107% к 2015 году);
- субсидии организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в объеме - 607,6 млн.рублей (или 98% к 2015 году);
- субсидии организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в г. Симферополь и в обратном направлении в объеме - 679,8 млн.рублей (или 111% к 2015 году);
- субсидии на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении в объеме - 462,6 млн.рублей (или 110,1% к 2015 году);
- субсидии на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении в объеме - 3 500,0 млн.рублей (или 103,8% к 2015 году);
В части государственной поддержки авиапредприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме - 3 247,1 млн.рублей, в том числе:
- субсидии аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в объеме - 59,4 млн.рублей (или 100% к 2015 году);
- субсидии федеральным казенным предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в объеме - 3 187,7 млн.рублей (или 100,1% к 2015 году).
Комитет обращает внимание, что не предусмотрены средства федерального бюджета на 2016 год:
- на обеспечение 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- на индексацию пенсий на уровень фактической инфляции 2015 года, при этом предусмотрена возможность осуществления дополнительной индексации страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению исходя из ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере;
- на переселение граждан, выезжающих из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
На заседании Комитета рассмотрен вопрос "Об обеспечении правопорядка в Дальневосточном федеральном округе с учетом оптимизации штатной численности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и современных социально-экономических процессов". По итогам обсуждения, Комитет принял решение при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2016 год не допустить снижение объемов ассигнований на содержание штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации и расходов на обеспечение деятельности МВД России в целях выполнения возложенных задач и функций, в первую очередь в Дальневосточном федеральном округе.
Комитет отмечает, что в проекте федерального бюджета на 2016 год статьей 11 устанавливается, что в 2016 году бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются из федерального бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на эти цели, в сумме до 140 000,0 млн. рублей для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, а также для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий. В 2015 году - на эти же цели было предусмотрено до 310 000,0 млн. рублей. Комитет считает, что в сложившихся экономических условиях необходимо предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2016 год объем средств на указанные цели объема бюджетных ассигнований не ниже 2015 года. Также Комитет обращает внимание на то, что следует предусмотреть выделение бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета по реструктуризации их долговой нагрузки, в том числе для замещения коммерческих кредитов бюджетными.
Исходя из изложенного, в целом Комитет не согласен с представленными приоритетами бюджетной политики на 2016 год и считает недопустимым сокращение финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, так как основная нагрузка по обеспечению социальных обязательств лежит на регионах.
Комитет обращает внимание на то, что даже в непростых экономических условиях и снижения доходов федерального бюджета - социальные обязательства перед гражданами должны быть исполнены в полном объеме.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.