Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи
на проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год", внесенный Правительством Российской Федерации
(в части финансирования физической культуры, спорта и молодежной политики)
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи рассмотрел представленный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект основан на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год (далее - прогноз), Основных направлениях бюджетной политики на 2016 год, Основных направлениях налоговой политики на 2016 год, государственных программах Российской Федерации.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, макроэкономические параметры, используемые при составлении законопроекта, могут впоследствии значительно измениться под воздействием внешних факторов. Сохраняющиеся риски обострения геополитической напряженности в мире, неблагоприятных событий в международной финансовой системе и ухудшения конъюнктуры значимых для России товарных рынков могут проявиться в замедлении экономического развития, усиления волатильности инфляционной и курсовой динамики, снижении доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Следовательно, важные стратегические решения, связанные с увеличением расходных обязательств постоянного характера, принимались в период значительно более оптимистичных ожиданий в отношении динамики социально-экономического развития. Это обстоятельство обуславливает необходимость уточнения ряда решений, приводящих к увеличению расходных обязательств Российской Федерации, или изменения сроков их реализации.
В целях минимизации рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подготовка законопроекта осуществлялась на основе "консервативного" ("базового") варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год.
Общая тенденция к снижению доли доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по отношению к ВВП определяет тенденцию к снижению расходов по отношению к ВВП по всем разделам, кроме здравоохранения, общегосударственных вопросов, культуры, физической культуры и спорта, обслуживания долга, таким образом по отношению к объему ВВП расходы на физическую культуру и спорт составят 0,1 процента, так же как и в 2015 году.
В рамках раздела "Физическая культура и спорт" классификации расходов федерального бюджета обеспечивается реализация основных расходных полномочий Российской Федерации.
Для развития физической культуры и спорта в Российской Федерации принята государственная программа "Развитие физической культуры и спорта". Расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию указанной программы представлены в таблице 1 по четырем подпрограммам и федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы".
Таблица 1
Расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта"
млн. рублей | |||
Наименование |
2016 год |
||
Закон N 384-ФЗ |
Отклонение, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 = 3/2 х 100 |
Всего |
69 465,7 |
70 311,9 |
101,2 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Развитие физической культуры и массового спорта" |
7 134,6 |
3 471,1 |
48,6 |
Подпрограмма "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва" |
31 134,4 |
25 784,0 |
82,8 |
Подпрограмма "Подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации" |
30 522,4 |
30 706,4 |
100,5 |
Подпрограмма "Управление развитием отрасли физической культуры и спорта" |
644,3 |
665,7 |
103,3 |
Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" |
- |
9 684,7 |
- |
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом N 384-ФЗ увеличены на 846,2 млн. рублей.
Уменьшение параметров ресурсного обеспечения реализации подпрограммы "Развитие физической культуры и массового спорта" в основном обусловлено:
- перераспределением бюджетных ассигнований в объеме 2 501,4 млн. рублей на ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы";
- сокращением бюджетных ассигнований в объеме 877,9 млн. рублей в связи с уточнением объемов использования средств займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и средств софинансирования из федерального бюджета по проекту "Вовлечение в регулярные занятия физической культурой социально незащищенных слоев населения", обусловленными отсутствием в настоящее время решения Совета директоров Всемирного банка о предоставлении Российской Федерации займа МБРР для реализации проекта в связи с текущей внешнеполитической ситуацией.
Изменение расходов по подпрограмме "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва" сложилось в результате:
- перераспределения бюджетных ассигнований в объеме 7 183,3 млн. рублей на ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы";
- выделения дополнительных бюджетных ассигнований на призовые выплаты по итогам выступления на Играх XXXI Олимпиады и XV Паралимпийских летних играх 2016 года в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) в объеме 3 200,0 млн. рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения реализации подпрограммы "Подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации" обусловлено перераспределением бюджетных ассигнований между государственными программами, а именно:
- с государственной программы "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" в объеме 165,8 млн. рублей в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 775 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 518", в целях строительства и реконструкции стадионов к чемпионату мира по футболу;
- с государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" в объеме 107,9 млн. рублей в целях предоставления субсидии АНО "Оргкомитет "Россия-2018" для подготовки и проведения Жеребьевки Кубка Конфедераций и временной инфраструктуры во время организации и проведения мероприятий по Жеребьевке Кубка Конфедераций в г. Казани Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2015 N 494 "О внесении изменений в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу".
На изменение расходов на реализацию подпрограммы "Управление развитием отрасли физической культуры и спорта" повлияло перераспределение бюджетных ассигнований с государственной программы на непрограммные расходы Управления делами Президента Российской Федерации в объеме 38,4 млн. рублей в 2016 году для оплаты автотранспортных услуг для должностных лиц Минспорта России.
Изменения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" в 2016 году по сравнению с 2015 годом представлены в таблице 2.
Таблица 2
млн. рублей | |||
Наименование |
2015 год* |
2016 год |
|
Изменение к предыдущему году, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 = 3/2 х 100 |
Всего |
70 665,1 |
70 311,9 |
99,5 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Развитие физической культуры и массового спорта" |
2 810,6 |
3 471,1 |
123,5 |
Подпрограмма "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва" |
22 972,9 |
25 784,0 |
112,2 |
Подпрограмма "Подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации" |
32441,6 |
30 706,4 |
94,7 |
Подпрограмма "Управление развитием отрасли физической культуры и спорта" |
1 435,0 |
665,7 |
46,4 |
Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" / Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" |
11 005,0 |
9 684,7 |
88,0 |
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 октября 2015 г.
В 2016 году бюджетные ассигнования по государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года уменьшены на 353,2 млн. рублей.
Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по государственной программе повлияло выделение в 2016 году дополнительных бюджетных ассигнований на вышеперечисленные мероприятия.
Изменение параметров финансового обеспечения реализации подпрограммы "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва" связано с:
- увеличением бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию мероприятий по подготовке к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске в объеме 4 263,0 млн. рублей;
- сокращением в объеме 3 469,9 млн. рублей в связи с окончанием мероприятий по подготовке к проведению XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в г. Казани.
Также в основном изменения объемов бюджетных ассигнований обусловлены общими подходами к формированию проекта федерального бюджета (уровень инфляции, курс долл. США по отношению к рублю, решения по оптимизации расходов и др.).
Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", предусмотрено выделение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", которые предусмотрены:
- на строительство в субъектах Российской Федерации малобюджетных физкультурно-спортивных объектов, стоимость строительства каждого из которых составляет не более 100 млн. рублей, а также плоскостных сооружений, стоимость строительства каждого из которых составляет не более 25 млн. рублей в объеме 725,0 млн. рублей;
- на закупку комплектов искусственных покрытий для футбольных полей и спортивного оборудования для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва в объеме 785,0 млн. рублей;
- на строительство и реконструкцию инфраструктуры региональных спортивно-тренировочных центров в объеме 1 201,4 млн. рублей;
- на реконструкцию объектов спортивной инфраструктуры Крымского федерального округа в сумме 300,0 млн. рублей;
- на развитие спортивной инфраструктуры Северо-Кавказского федерального округа в сумме 125,0 млн. рублей;
- на развитие спортивной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа в сумме 150,0 млн. рублей.
За счет субсидий федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, планируется осуществлять следующие мероприятия:
- поэтапное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в сумме 127,4 млн. рублей;
- оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации, сумме 600,4 млн. рублей, в том числе субсидии бюджетам Республики Крым и г. Севастополя в сумме 88,2 млн. рублей.
Наряду с этим в составе расходов федерального бюджета в 2016 году предусмотрены межбюджетные трансферты:
- субсидия бюджету Красноярского края на софинансирование строительства объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске в сумме 4 263,0 млн. рублей;
- на строительство и реконструкцию тренировочных площадок, предназначенных для проведения предсоревновательных тренировок, в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 в сумме 1 881,8 млн. рублей;
- на премирование регионов - победителей фестиваля "Кавказские игры" в 2016 году в сумме 85,0 млн. рублей.
В Приложении N 1 к Перечню публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета на 2016 год, предусмотрены расходы федерального бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в таблице 3.
Таблица 3
N п/п |
Наименование публичного нормативного обязательства |
Оценка численности получателей (человек) |
Среднегодовой размер выплаты на одного получателя (тыс. рублей/год)* |
Объем бюджетных ассигнований на исполнение нормативного правового акта (тыс. рублей) |
|
Стипендии Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр 11 03 13 2 02 3044 330 |
3 000 |
384,0 |
1 152 000,0 |
Бюджетные расходы на реализацию государственной молодежной политики в целом следует воспринимать как инвестиции в повышение качества человеческого капитала и, как следствие, достижение конкурентоспособности. Реализованные молодежные программы и проекты способны создать благоприятные экономические, социальные и политические условия (эффекты), которые в среднесрочной перспективе обеспечат устойчивое поступательное развитие страны и высокое качество жизни.
Целями государственной программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы в части государственной молодежной политики являются:
- повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны;
- обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.
На основные мероприятия "Создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи", "Реализация механизмов развития молодежной политики", "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи", "Проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации" государственной программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы в 2016 году из бюджетных ассигнований федерального бюджета выделяется 2 266,3 миллионов рублей, что превышает аналогичные объемы, выделенные в 2015 году. Эти средства должны уйти на повышение эффективности инструментов взаимодействия с молодежными общественными объединениями, некоммерческими организациями.
Наряду с мероприятиями, финансовое обеспечение которых предусмотрено проектом федерального бюджета на 2016 год в рамках формирования проекта федерального бюджета на 2016 год Минобрнауки России и Росмолодежью была заявлена дополнительная потребность на выделение бюджетных ассигнований для проведения Всероссийского конкурса молодежных проектов (грантов) в сумме 250,0 млн. рублей, а также на проведение ряда федеральных молодежных образовательных форумов в сумме 680,0 млн. рублей. Росмолодежи планирует субсидии трем подведомственным организациям дополнительно в сумме 367 624, 4 тысяч рублей.
В связи с изложенным, а также на основании анализа законопроекта в целом, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи считает целесообразным предложить Правительству Российской Федерации:
предусмотреть постоянный рост бюджетных ассигнований в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики и в дальнейшие годы, обратить особое внимание на развитие спортивной инфраструктуры в Севастополе, Республике Крым, в некоторых южных регионах Российской Федерации, в том числе на Северном Кавказе;
предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования за счет средств федерального бюджета, в том числе на:
- выделение субсидий субъектам Российской Федерации на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурных объектов в объеме 3 000,0 млн. рублей;
- софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации по непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы в объеме 2 000,0 млн. рублей по следующим объектам:
- строительство дворца спорта на 3500 зрительских мест в Насыр-Кортском АО, г. Назрань, Республика Ингушетия 400,0 млн. рублей;
- строительство Центра водных и гребных видов спорта, с. Яксатово, Астраханская область - 350,0 млн. рублей;
- строительство крытого футбольного манежа в г. Саранске, Республика Мордовия - 570,0 млн.рублей;
- строительство спортивно-культурного центра, пгт. Каа-Хем, Кызылский кожуун, Республика Тыва- 480,0 млн. рублей;
- строительство волейбольного комплекса в г. Новосибирске, Новосибирская область - 200,0 млн. рублей;
- завершение работ по реставрации и приспособлению для современного использования зданий и сооружений усадьбы А.К. Разумовского в объеме 500,0 млн. рублей;
- предоставление субсидии автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани" на организацию и проведение Чемпионата мира по легкой атлетике в г. Казань в 2016 году в объеме 116,9 млн. рублей;
- организацию и проведение чемпионата мира по хоккею в 2016 году в объеме 210,0 млн. рублей;
- создание условий для занятия физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, в объеме 2,0 млрд. рублей;
- проведение Всероссийского конкурса молодежных проектов (выплата грантов) в объеме 250,0 миллионов рублей;
- проведение федеральных молодежных образовательных форумов "Территория смыслов", "Балтийский Артек", "Таврида" и "Итуруп" в объеме 680,0 млн. рублей;
- обеспечение деятельности подведомственных Росмолодежи учреждений: ФГБУ "Российский центр содействия молодежному предпринимательству", ФГБУ "Роспатриотцентр", ФГБУ "Международный молодежный центр" в объеме 367,6 млн. рублей.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год", внесенный Правительством Российской Федерации, с учетом предложений, изложенных в данном заключении.
Председатель комитета |
Д.А. Свищев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.