Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Заключению Счетной палаты Российской
Федерации на проект федерального закона
"О федеральном бюджете на 2016 год"
Анализ соответствия проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", документов и материалов, представленных одновременно с ним, Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным актам законодательства Российской Федерации, комментарии и предложения Счетной палаты Российской Федерации
N п/п |
Статья проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" |
Статья Бюджетного кодекса Российской Федерации, иного законодательного акта Российской Федерации |
Комментарии и предложения Счетной палаты Российской Федерации |
1 |
Статья 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год 5. Установить, что в 2016 году возврат сумм акцизов на топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, производимое на территории Российской Федерации, уплаченных до 1 января 2014 года, производится в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Российской Федерации для возврата сумм акцизов, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами распределения, установленными на 2016 год согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону. |
Статья 184.1. Общие положения 2. В федеральном законе о федеральном бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в случае, если они не установлены настоящим Кодексом.
Статья 199. Предмет первого чтения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период 2. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся: приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены настоящим Кодексом; |
Статья 2 (часть 5) законопроекта устанавливает, что возврат в 2016 году сумм акцизов на топливо печное производится в соответствии с порядком для возврата сумм акцизов и в соответствии с нормативами распределения, установленными приложением 4 к законопроекту. Полагаем, что норма об утверждении федеральным законом о федеральном бюджете нормативов распределения возврата сумм акцизов требует дополнительного рассмотрения. В пояснительной записке к законопроекту данная норма обосновывается необходимостью обеспечения соизмеримости объемов поступлений от данных акцизов и сумм указанных акцизов, подлежащих возврату. Вместе с тем Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 1841, 199) предусмотрено утверждение федеральным законом о федеральном бюджете нормативов распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в случае, если они не установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, а не нормативов распределения возврата этих доходов. Следует отметить, что данная норма включена в Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Замечание о том, что рассматриваемая норма законопроекта не согласуется с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, отмечалось Счетной палатой Российской Федерации в заключениях на проекты указанных федеральных законов. |
2 |
Статья 4. Особенности администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2016 году 1. Установить, что: 1) возврат суммы налога, подлежащей возмещению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, отражается по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов от указанного налога (за исключением возврата сумм акцизов на топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, уплаченных до 1 января 2014 года, возврат которых отражается по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета возврата доходов от указанного налога за 2013 год; 2) уплата процентов, начисленных при нарушении сроков возврата сумм излишне уплаченного либо излишне взысканного налога (авансового платежа), сбора, соответствующих пеней и штрафов, и процентов, начисленных на суммы излишне взысканного налога, сбора, соответствующих пеней и штрафов, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов от указанного налога (авансового платежа), сбора, пеней и штрафов с применением отдельного кода подвида доходов; 3) уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных вывозных таможенных пошлин, соответствующих пеней, таможенных сборов, и процентов, начисленных на суммы излишне уплаченных или излишне взысканных вывозных таможенных пошлин, соответствующих пеней, таможенных сборов, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов от указанных вывозных таможенных пошлин, таможенных сборов, с применением отдельного кода подвида доходов; 4) уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соответствующих пеней, и процентов, начисленных на суммы излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соответствующих пеней, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета сумм, перечисляемых в федеральный бюджет после распределения ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, уплаченных на территории Российской Федерации с применением отдельного кода подвида доходов; 5) авансовые платежи в счет будущих таможенных платежей и денежные залоги в обеспечение уплаты таможенных платежей, поступившие на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в полном объеме подлежат зачислению в доход федерального бюджета. 2. Установить, что факт уплаты обязательных платежей в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственным (муниципальным) учреждением, которому в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыт лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта Российской Федерации или финансовом органе муниципального образования), подтверждается распоряжением о переводе денежных средств с отметкой соответствующего территориального органа Федерального казначейства (финансового органа субъекта Российской Федерации или финансового органа муниципального образования). 3. Установить, что размер платы за услуги, оказываемые федеральными казенными учреждениями в соответствии с их учредительными документами, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, в ведении которого находится соответствующее федеральное казенное учреждение. |
|
Положения части 1 (пункты 1 - 4) статьи 4 законопроекта устанавливает порядок отражения в классификации доходов бюджетов возврата суммы налога, подлежащей возмещению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, возврат сумм акцизов на топливо печное бытовое, уплаты процентов, начисленных при нарушении сроков возврата сумм излишне уплаченного либо взысканного налога (авансового платежа), сбора, пеней и штрафов, вывозных таможенных пошлин, ввозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Предусматривается также (пункт 5 части 1), что авансовые платежи в счет будущих таможенных платежей и денежные залоги в обеспечение уплаты таможенных платежей в полном объеме подлежат зачислению в доход федерального бюджета. Положения части 2 статьи 4 устанавливает, что факт уплаты обязательных платежей государственным (муниципальным) учреждением подтверждается посредством распоряжения о переводе денежных средств с отметкой соответствующего территориального органа Федерального казначейства. Согласно пояснительной записке к законопроекту статья 4 определяет особенности администрирования отдельных доходов федерального бюджета в 2016 году, не урегулированные другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и поэтому должна включаться в федеральный закон о федеральном бюджете до урегулирования указанного вопроса соответствующими нормативными правовыми актами. Следует отметить, что нормы пунктов 1, 2 части 1 включается в федеральный закон о федеральном бюджете, начиная с 2008 года, положения пункта 1 в части вопросов отражения в классификации возврата сумм акцизов на топливо печное бытовое - с 2014 года. Нормы пунктов 3-5 включается в федеральный закон о федеральном бюджете, начиная с 2011 года, а положения части 2 статьи 4 - с 2007 года. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос об урегулировании указанных норм соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полагаем целесообразным Правительству Российской Федерации продолжить работу по оптимизации текстовой части федерального закона о федеральном бюджете, в части закрепления в Бюджетном кодексе Российской Федерации на постоянной основе положений, ежегодно включаемых в федеральный закон о федеральном бюджете, а также положений, которые не относятся к сфере его ведения и могут быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами. Данная работа может быть проведена в рамках подготовки новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Законопроектом статья 4 дополнена новой нормой (часть 3), предусматривающей право федерального органа исполнительной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное казенное учреждение, устанавливать размер платы за услуги, оказываемые этими учреждениями. Полагаем, что норма о закреплении указанных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета в федеральном законе о федеральном бюджете требует дополнительного рассмотрения. |
3 |
Статья 5. Особенности использования в 2016 году средств, получаемых отдельными юридическими лицами из федерального бюджета 1. Установить, что в 2016 году в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, территориальными органами Федерального казначейства осуществляется казначейское сопровождение государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения (далее - государственные контракты (контракты, договоры, соглашения), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При казначейском сопровождении государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений) перечисление из федерального бюджета средств, являющихся источником финансового обеспечения указанных государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации. Операции по зачислению и списанию средств на счетах, указанных в абзаце втором настоящей части, отражаются на лицевых счетах, открытых юридическим лицам, получающим средства из федерального бюджета на основании государственных контрактов, договоров (соглашений), а также от исполнителей, соисполнителей и получателей субсидий на основании контрактов, договоров и соглашений, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), в территориальных органах Федерального казначейства, в порядке, установленном Федеральным казначейством. Операции по списанию средств, отраженных на лицевых счетах, указанных в абзаце третьем настоящей части, осуществляются в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств по расходам юридических лиц, возникающим из указанных государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), подлежащих казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Федеральным законом, после представления документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств. При казначейском сопровождении государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений) территориальные органы Федерального казначейства осуществляют санкционирование операций в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. 2. Установить, что в 2016 году казначейскому сопровождению подлежат: 1) договоры (соглашения) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям), в том числе государственным корпорациям и государственной компании, и бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации; 2) договоры о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии государственным корпорациям и государственной компании и бюджетные инвестиции, указанные в пункте 1 настоящей части; 3) контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые юридическими лицами, получающими бюджетные инвестиции, юридическими лицами, получающими субсидии, указанные в пункте 1 настоящей части, а также юридическими лицами, в уставные (складочные) капиталы которых предоставляются взносы, указанные в пункте 2 настоящей части, с юридическими лицами - исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются данные бюджетные инвестиции, субсидии и взносы в уставные (складочные) капиталы; 4) контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые в целях исполнения контрактов (договоров), указанных в пункте 3 настоящей части, их исполнителями и соисполнителями; 5) государственные контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, и государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) на сумму более 100 000,0 тыс. рублей, при заключении которых получателями средств федерального бюджета предусматриваются авансовые платежи; 6) контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые исполнителями и соисполнителями по государственным контрактам, указанным в пункте 5 настоящей части, в рамках исполнения указанных государственных контрактов, если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи; 7) государственные контракты (контракты, договоры) об осуществлении отдельных закупок товаров, работ, услуг в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. 3. Положения части 2 настоящей статьи не распространяются на договоры (соглашения) о предоставлении субсидий юридическим лицам, в том числе государственным корпорациям и государственной компании, и бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. 4. Установить, что остатки средств по состоянию на 1 января 2016 года, источником образования которых являются не использованные в 2015 году субсидии из федерального бюджета, предоставленные юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями, в целях финансового обеспечения затрат, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, субсидии государственным корпорациям и государственной компании, бюджетные инвестиции юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на счетах, открытых в Центральном банке Российской Федерации, в кредитных организациях указанным юридическим лицам, не позднее 1 апреля 2016 года подлежат в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, с отражением на соответствующих лицевых счетах для использования этими юридическими лицами в соответствии с решениями, указанными в части 5 настоящей статьи, с внесением соответствующих изменений в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий государственным корпорациям и государственной компании и бюджетных инвестиций. 5. Установить, что федеральные органы исполнительной власти, предоставившие указанные в части 4 настоящей статьи средства из федерального бюджета, не позднее 1 июля 2016 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке принимают решение об использовании в 2016 году полностью или частично остатков средств, указанных в части 4 настоящей статьи: на цели, ранее установленные условиями предоставления соответствующих средств; на иные цели, определенные настоящим Федеральным законом, при одновременном сокращении субсидий (бюджетных инвестиций), подлежащих предоставлению в 2016 году соответствующим юридическим лицам на указанные цели. При отсутствии указанных решений до 1 июля 2016 года остатки средств, указанные в части 4 настоящей статьи, подлежат перечислению в доход федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации до 15 октября 2016 года вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год", предусматривающий в том числе увеличение бюджетных ассигнований, указанных в пункте 9 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, в объеме, эквивалентном объему остатков средств, указанных в части 4 настоящей статьи, без учета остатков средств, используемых в 2016 году на цели, ранее установленные условиями предоставления соответствующих средств. 6. Требования, установленные частью 4 настоящей статьи, не распространяются на средства, предоставленные из федерального бюджета банкам и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также иным юридическим лицам, определенным на основании решений Правительства Российской Федерации, принятых до 1 февраля 2016 года. 7. Установить, что в 2016 году при казначейском сопровождении договоров (соглашений) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) полномочия получателя средств федерального бюджета по перечислению субсидий юридическим лицам в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются данные субсидии, осуществляются территориальными органами Федерального казначейства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 8. Остатки средств на счетах территориальных органов Федерального казначейства, открытых в подразделениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых отражаются соответственно операции по учету средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, перечисляются территориальными органами Федерального казначейства на единый счет федерального бюджета с их возвратом Федеральным казначейством не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года на счета, с которых они были ранее перечислены, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. 9. Территориальные органы Федерального казначейства осуществляют проведение кассовых выплат за счет средств, указанных в части 8 настоящей статьи, не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, получателями средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации платежных документов, в порядке, установленном Федеральным казначейством. 10. Счета, предназначенные для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям организациями, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), подлежат открытию территориальными органами Федерального казначейства в кредитных организациях, включенных в перечень банков, предусмотренный пунктом 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации. 11. Остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2016 года на счетах Федерального казначейства, образовавшиеся в связи с неиспользованием по состоянию на 1 января 2016 года доходов федерального бюджета, полученных федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, подлежат использованию указанными учреждениями в 2016 году в соответствии с пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации. |
Статья 241. Особенности исполнения бюджетов, установленные федеральными законами 10. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. |
Часть 1 статьи 5 устанавливает, что в 2016 году территориальными органами Федерального казначейства осуществляется казначейское сопровождение государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и определяет механизм осуществления казначейского сопровождения. Частью 2 статьи 5 законопроекта определяется перечень государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), подлежащих в 2016 году казначейскому сопровождению. К ним отнесены государственные контракты, контракты, договоры, соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением федеральных бюджетных и автономных учреждений), в том числе субсидий государственным корпорациям и государственной компании, и бюджетных инвестиций, взносов в уставные (складочные) капиталы, о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг и другие. При этом предусматривается, что казначейское сопровождение не распространяется на договоры и соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам, в том числе субсидий государственным корпорациям и государственной компании, бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 5). Полагаем, что данная норма, предлагающая установить Правительством Российской Федерации перечень субсидий, бюджетных инвестиций, не требующих казначейского сопровождения, нуждается в дополнительном рассмотрении. Соответствующие обоснования в пояснительной записке к законопроекту не приведены. Вместе с тем анализ применения аналогичной нормы, содержащейся в статье 5 (часть 1) Федерального закона N 384-ФЗ и определяющей особенности использования в 2015 году средств, полученных отдельными юридическими лицами показал следующее. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 2746-р утвержден перечень, включающий 19 субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), 2 бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, 102 взноса в уставные капиталы юридических лиц, которые в 2015 году подлежат перечислению на счета, открытые территориальным органам Казначейства России в учреждениях Банка России. Данный перечень сформирован по 14 главным распорядителям бюджетных средств. При этом из указанного перечня в Федеральном законе N 384-ФЗ содержится только 81 взнос в уставные капиталы юридических лиц акционерных обществ на общую сумму 29 390,5 млн. рублей, что составляет 26,4% показателей сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 октября 2015 года. В данном перечне отражено 2 имущественных взноса в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", из которых только один взнос в объеме 9,0 млрд. рублей включен в Федеральный закон N 384-ФЗ, что составляет 4,4% общего объема расходов, предусмотренных на предоставление имущественных взносов. Вместе с тем, Федеральным законом N 384-ФЗ предусмотрено в 2015 году предоставление 8 имущественных взносов в государственные корпорации на общую сумму 205 012,7 млн. рублей и одного имущественного взноса в государственную компанию на сумму 1 518,7 млн. рублей. В указанный перечень включено 19 субсидий юридическим лицам по 9 главным распорядителям бюджетных средств на общую сумму 81 402,3 млн. рублей (показатель сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 октября 2015 года). Следует отметить, что из 50 субсидий, предусмотренных по Минпромторгу России на общую сумму 120 295,4 млн. рублей (показатель сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 октября 2015 года), в указанный перечень включена субсидия только по одному направлению "Субсидии казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса в рамках подпрограммы "Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на сумму 2 288,0 млн. рублей (1,9%). Согласно показателям сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 октября 2015 года Минобрнауки России предусмотрено 18 субсидий на общую сумму 31 384,8 млн. рублей. Однако в перечень включена субсидия ОАО "РОСНАНО" на возмещение расходов по оплате целевого взноса на строительство установки Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах в рамках подпрограммы "Международное сотрудничество в сфере науки" государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы на сумму 1 778,4 млн. рублей (5,6%). Анализ указанного перечня показывает, что в его состав включено в 2015 году минимальное количество субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные капиталы юридических лиц, и соответственно объем средств федерального бюджета, подлежащий перечислению в соответствии с ним на отдельные счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, незначителен. В связи с этим полагаем, что предлагаемая законопроектом норма (часть 3 статьи 5) об установлении в 2016 году Правительством Российской Федерации перечня субсидий, бюджетных инвестиций, не требующих казначейского сопровождения, также может привести к перечислению на счета Федерального казначейства лишь незначительного объема указанных средств федерального бюджета.
Законопроект (часть 4 статьи 5) предусматривает перевод в срок до 1 апреля 2016 года остатков средств, источником образования которых являются неиспользованные субсидии юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями, государственным корпорациям и государственной компании, бюджетные инвестиции юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на счетах, открытых в Центральном банке Российской Федерации, в кредитных организациях, на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
Часть 5 статьи 5 законопроекта устанавливает особенности использования в 2016 году остатков указанных средств, предоставленных из федерального бюджета. Так, предусматривается возможность по решению федерального органа исполнительной власти использования этих средств на цели, ранее установленные при их предоставлении, или на иные цели, определенные федеральным законом о федеральном бюджете на 2016 год. В случае отсутствия такого решения до 1 июля 2016 года, остатки указанных средств подлежат перечислению в доход федерального бюджета. Полагаем необходимым обратить внимание, что предлагаемая указанной нормой процедура крайне растянута во времени и может привести к неэффективному использованию указанных остатков средств федерального бюджета. При этом законопроектом (часть 6 статьи 5) указанные требования предлагается не распространять на средства, предоставляемые из федерального бюджета банкам, Внешэкономбанку, а также юридическим лицам, определенным по решениям Правительства Российской Федерации, что также требует дополнительного рассмотрения. Соответствующие обоснования в пояснительной записке к законопроекту отсутствуют. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в последующем предусматривается возможность закрепления норм статьи 5 законопроекта о казначейском сопровождении государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций юридическим лицам и использовании остатков этих средств в Бюджетном кодексе Российской Федерации на постоянной основе. Полагаем, что для этого необходимо уточнение положений данной статьи с учетом высказанных замечаний.
Законопроектом (часть 7 статьи 5) предлагается наделить территориальные органы Федерального казначейства полномочиями получателя средств федерального бюджета по перечислению субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются данные субсидии. Представляется, что наделение территориальных органов Федерального казначейства полномочиями получателя средств федерального бюджета по перечислению субсидий юридическим лицам, расширяет полномочия Федерального казначейства, так как потребует также осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий. Полагаем, что данная норма требует дополнительного рассмотрения с точки зрения уточнения содержания указанных полномочий.
Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о закреплении в Бюджетном кодексе Российской Федерации нормы части 11 статьи 5 законопроекта, которая включается в федеральный закон о федеральном бюджете с 2012 года и предусматривает возможность использования остатков, образовавшихся на 1 января 2016 года, доходов, полученных федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в порядке, аналогичном для использования указанных доходов в соответствии с пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации. |
4 |
Статья 6. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на 2016 год _ 8. Главные распорядители средств федерального бюджета в течение трех рабочих дней со дня заключения соглашения (договора) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации обеспечивают формирование и представление информации и документов по каждому соглашению (договору) в реестр соглашений (договоров), ведение которого осуществляется Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Реестр соглашений (договоров) размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, доступ к которому обеспечивается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". |
|
Частью 8 статьи 6 законопроекта предусматривается установить, что главные распорядители средств федерального бюджета обеспечивают включение информации и документов по каждому соглашению о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг) в реестр соглашений, ведение которого осуществляется Федеральным казначейством. Полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о закреплении положений части 8 статьи 6 о формировании указанного реестра в Бюджетном кодексе Российской Федерации. |
5 |
Статья 7. Особенности использования бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений 1. Правительство Российской Федерации не вправе принимать решения, приводящие к увеличению в 2016 году численности федеральных государственных служащих, а также работников федеральных казенных учреждений, за исключением решений в отношении работников федеральных казенных учреждений, создаваемых Правительством Российской Федерации в целях мероприятий по поддержке экономики и социальной сферы Республики Крым и города федерального значения Севастополя. |
|
Норма части 1 статьи 7 законопроекта о запрете принятия решений, приводящих к увеличению численности федеральных государственных служащих, не относится к сфере ведения федерального закона о федеральном бюджете. Предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности применения статьи в федеральном законе о федеральном бюджете. Полагаем целесообразным Правительству Российской Федерации продолжить работу по оптимизации текстовой части федерального закона о федеральном бюджете, в части закрепления в Бюджетном кодексе Российской Федерации на постоянной основе положений, ежегодно включаемых в федеральный закон о федеральном бюджете, а также положений, которые не относятся к сфере его ведения и могут быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами. Данная работа может быть проведена в рамках подготовки новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации. |
6 |
Статья 15 Компенсационные выплаты по сбережениям граждан |
|
Положения статьи 15 законопроекта части 2 - 6 и 8 содержат положения, относящиеся к порядку осуществления компенсационных выплат по вкладам (взносам) отдельным категориям граждан, не относятся к сфере ведения федерального закона о федеральном бюджете. Принимая во внимание, что в соответствии с частью 7 данной статьи порядок осуществления компенсационных выплат по вкладам (взносам) определяется Правительством Российской Федерации, представляется целесообразным закрепить указанные нормы в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации. Полагаем целесообразным Правительству Российской Федерации продолжить работу по оптимизации текстовой части федерального закона о федеральном бюджете, в части закрепления в Бюджетном кодексе Российской Федерации на постоянной основе положений, ежегодно включаемых в федеральный закон о федеральном бюджете, а также положений, которые не относятся к сфере его ведения и могут быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами. Данная работа может быть проведена в рамках подготовки новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации. |
7 |
Статья 18. Организации, выполняющие в 2016 году функции агентов Правительства Российской Федерации _ 5. По поручению Правительства Российской Федерации функции агентов Правительства Российской Федерации, в том числе по представлению интересов Российской Федерации в судах, могут выполнять следующие организации: _ 7) государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" - по вопросам хранения сертификатов ценных бумаг и (или) учета прав и перехода прав на ценные бумаги, собственником которых является Российская Федерация. |
|
Положения статьи 18 законопроекта, дополняются новой нормой (подпункт 7 части 5), закрепляющей функции Внешэкономбанка как агента Правительства Российской Федерации по вопросам хранения сертификатов ценных бумаг и (или) учета прав и перехода прав на ценные бумаги, собственником которых является Российская Федерация. Полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о закреплении указанных функций соответствующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Полагаем целесообразным Правительству Российской Федерации продолжить работу по оптимизации текстовой части федерального закона о федеральном бюджете, в части закрепления в Бюджетном кодексе Российской Федерации на постоянной основе положений, ежегодно включаемых в федеральный закон о федеральном бюджете, а также положений, которые не относятся к сфере его ведения и могут быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами. Данная работа может быть проведена в рамках подготовки новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации. |
8 |
Статья 19. Особенности обслуживания в 2016 году Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса |
|
Положения статьи 19 законопроекта о порядке обслуживания Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса не относятся к сфере ведения федерального закона о федеральном бюджете. Предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности установления в федеральном законе о федеральном бюджете указанной нормы. Полагаем целесообразным Правительству Российской Федерации продолжить работу по оптимизации текстовой части федерального закона о федеральном бюджете, в части закрепления в Бюджетном кодексе Российской Федерации на постоянной основе положений, ежегодно включаемых в федеральный закон о федеральном бюджете, а также положений, которые не относятся к сфере его ведения и могут быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами. Данная работа может быть проведена в рамках подготовки новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации. |
9 |
Статья 21. Особенности исполнения федерального бюджета в 2016 году
1. Установить в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что основанием для внесения в 2016 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета является распределение зарезервированных в составе утвержденных статьей 6 настоящего Федерального закона: |
|
В законопроекте реализованы требования пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего перечень оснований для внесения изменений в ходе исполнения бюджета в показатели сводной бюджетной росписи, вступающие в силу с 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 311-ФЗ). Так, статья 21 законопроекта (часть 1) устанавливает 15 оснований для внесения в 2016 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета, связанные только с распределением бюджетных ассигнований, зарезервированных в составе утвержденных, с указанием объемов и направлений использования по каждому основанию. Общий объем распределения зарезервированных бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с частью 1 статьи 21 законопроекта составляет до 685 247 594,4 тыс. рублей. По сравнению с Федеральным законом N 384-ФЗ (статья 21), которым предусматривалось 47 оснований для внесения в 2015 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета, 39 исключены и включено 7 новых оснований. С учетом положений статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункты 3 и 7), которыми определены 26 оснований, в 2016 году предусмотрена возможность для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета по 41 основанию. В 2015 году с учетом положений статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 384-ФЗ 39 и Федерального закона N 273-ФЗ предусматривается порядка 60 оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета. Следует отметить, что Федеральным законом N 273-ФЗ (часть 4 статьи 5) установлены три дополнительных основания для внесения в ходе исполнения федерального бюджета в 2016 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета помимо случаев, предусмотренных статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на 2016 год. Кроме того, Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" (часть 3 статьи 4), в соответствии с которым в 2016 году решения об использовании остатков средств федерального бюджета принимаются Правительством Российской Федерации с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, фактически увеличивает на 5 количество оснований для внесения изменений в 2016 году в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. |
10 |
|
Статья 192. Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу 6. В случае если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде. |
В составе документов и материалов к законопроекту представлен перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год". Проекты указанных федеральных законов в соответствии с положениями пункта 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации представлены в составе документов и материалов к законопроекту. 1 Проект федерального закона N 911761-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в связи Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - законопроект N 911761-6) предлагает продлить приостановление до 1 января 2017 года действия отдельных положений 24 федеральных законов, устанавливающих порядок индексации социальных выплат, пособий, компенсаций, денежного содержания государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих, оплаты труда судей и иных выплат. Заключение Счетной палаты на законопроект N 911761-6 подготовлено и направлено в Государственную Думу. 2. Проектом федерального закона N 911764-6 "О приостановлении действия абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - законопроект N 911764-6) предлагается приостановить до 1 января 2017 года действие абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ). Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2017 года действие абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), в соответствии с которым физическое или юридическое лицо, являющееся собственником объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо пользующееся им на основании договора безвозмездного пользования и производящее за счет собственных средств работы по его сохранению, имеет право на компенсацию произведенных им затрат при условии выполнения таких работ в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ, а размер компенсации определяется в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и входит в федеральную государственную программу сохранения и развития культуры. Действие абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 73-ФЗ приостановлено с 1 января 2011 года. Предусмотренный абзацем вторым пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 73-ФЗ Порядок выплаты компенсации физическим и юридическим лицам за проведение работ по сохранению объектов культурного наследия нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации не утвержден. Формирование и ведение Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) осуществляется Министерством культуры Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации фактически с 2012 года. Точное количество объектов культурного наследия, которые должны быть включены в указанный Реестр, в настоящее время не определено, что не позволяет оценить общую финансовую потребность в средствах федерального бюджета на реализацию пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 73-ФЗ. При этом положениям статей 47.3 и 48 Федерального закона N 73-ФЗ в отношении лиц, которым объект культурного наследия, включенный в Реестр, передан во владение или пользование на основании договора, установлена обязанность по осуществлению расходов на мероприятия, отвечающие понятию "сохранение объекта культурного наследия". В отношении собственников объекта культурного наследия компенсация произведенных затрат по сохранению объекта культурного наследия может быть учтена при определении стоимости продажи или иного отчуждения объекта. Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов для федерального бюджета. Счетной палатой Российской Федерации законопроект N 911764-6 поддерживается. 3. Проектом федерального закона N 911763-6 "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - законопроект N 911767-6) предлагается приостановить действие указанного Федерального закона до 1 января 2017 года. Указанная базовая стоимость используется для определения долговой нагрузки стоимости одного долгового рубля, на основании которой должно осуществляться восстановление сбережений граждан Российской Федерации, помещенных на вклады в Сбербанк России в период до 20 июня 1991 года. Действие указанного законодательного акта в связи с отсутствием источников финансового обеспечения и отсутствием федеральных законов, предусматривающих перевод гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, приостановлено с 2003 год. Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту N 911763-6 финансовые последствия перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации составляет в 2016 году оцениваются в размере 39,5 трлн. рублей. Счетной палатой Российской Федерации законопроект N 911763-6 поддерживается. 4. Проектом федерального закона N 911762-6 "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - законопроект N 911762-6) предусматривается приостановить до 1 января 2017 года норму, в соответствии с которой денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера, а также может быть ежегодно увеличено федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%. Одновременно законопроектом N 911762-6 предлагается увеличить с 66,78% (действует с 1 октября 2015 года) до 69,45% размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении указанных пенсий, и ввести указанную норму с 1 февраля. Как следует из пояснительной записки к данному законопроекту, по предварительной оценке, установленное в 2012 году соотношение размера средней военной пенсии и средней трудовой пенсии в 1,7 раза в 2016 году в целом будет сохранено. В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту N 911762-6 реализация предусмотренного им решения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.