Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 945340-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" разработан в соответствии с пунктом 38 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2015 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 2736-р.
Законопроектом предусматривается внесение в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон) изменений, направленных на совершенствование процедуры регистрации средств массовой информации.
Понятийный аппарат, определяемый статьей 2 Закона, дополняется понятием "регистрирующий орган", под которым понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять регистрацию средств массовой информации, или его территориальный орган.
В перечень лиц, которые не могут выступать учредителями средства массовой информации (статья 7 Закона), включаются граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства или за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности.
Статьи 8, 11, 13 и 15 Закона излагаются в новой редакции, предусматривающей уточнение процедур, связанных с регистрацией средства массовой информации, а именно: порядка подачи и рассмотрения заявления о регистрации средства массовой информации, выдачи свидетельства о регистрации, внесения изменений в запись о регистрации средства массовой информации, отказа в регистрации средства массовой информации или во внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации, а также исключения из реестра зарегистрированных средств массовой информации (далее - реестр).
В частности, уточняется срок, в течение которого регистрирующий орган осуществляет регистрацию, предусматривается возможность получения учредителем не только свидетельства о регистрации средства массовой информации, но и выписки из реестра (в том числе в форме электронного документа). Процедура перерегистрации средства массовой информации заменяется на внесение изменений в реестровую запись, а признание свидетельства о регистрации недействительным - на исключение из реестра. Вводятся правовые основания для исключения средства массовой информации из реестра в случае смерти физического лица или ликвидации юридического лица, являющихся его учредителями.
Статья 14 Закона дополняется положением, предусматривающим уплату государственной пошлины за выдачу разрешения на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации (далее - распространение продукции зарубежного издания).
В настоящее время согласно статье 54 Закона для распространения продукции зарубежного издания необходимо получить разрешение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Таким органом является Роскомнадзор, процедура выдачи разрешений на распространение продукции зарубежных изданий установлена соответствующим административным регламентом (утвержден приказом Минкомсвязи России от 24 октября 2011 г. N 269). В период с 2012 по 2014 год Роскомнадзором выдано 34 разрешения на распространение продукции зарубежных изданий.
Поскольку предоставление указанной государственной услуги осуществляется без взимания государственной пошлины, то учредители средств массовой информации, уплатившие государственную пошлину при регистрации средства массовой информации в соответствии со статьей 14 Закона, поставлены в неравное положение по сравнению с лицами, направляющими заявления о выдаче разрешения на распространение продукции зарубежных изданий без оплаты государственной пошлины, что ведет к созданию дискриминационных условий доступа на товарный рынок.
Внесение предлагаемого дополнения в статью 14 Закона позволит устранить необоснованное преимущество учредителей зарубежных изданий, обеспечивающее им более выгодные условия деятельности.
В статью 16 Закона вносятся изменения, устанавливающие обязанность учредителя уведомлять регистрирующий орган о прекращении, приостановлении и возобновлении деятельности средства массовой информации.
Статья 27 Закона дополняется положениями, определяющими требования к выходным данным, которые должно размещать сетевое издание (сайт в сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации). В настоящее время такие требования действуют только в отношении периодических печатных изданий и копий радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программ.
Внесение указанных дополнений позволит Роскомнадзору, а также иным государственным органам и органам местного самоуправления, заинтересованным юридическим и физическим лицам динамично реагировать на распространение деструктивной информации на сайтах сетевых изданий, поскольку контактные данные (наименование, учредитель, номер телефона и проч.) будут размещены в открытом доступе на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае невыполнения указанных требований нарушители будут привлекаться к ответственности в том числе в соответствии со статьей 13.22 "Нарушение порядка объявления выходных данных" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законопроектом также предусматривается внести изменение в статью 31.3 Закона, регулирующую вопросы переоформления лицензии на телевизионное вещание и радиовещание, уточнив с учетом правоприменительной практики наименование протокола конкурсной (аукционной) комиссии, предоставляемого лицензиатом вместе с заявлением о переоформлении лицензии.
В статью 54 Закона в целях устранения существующего пробела в правовом регулировании вносятся дополнения в части определения оснований для отказа в выдаче разрешения на распространение продукции зарубежных изданий, а также для аннулирования ранее выданного разрешения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" не повлечет расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" потребует внесения изменений в пункт 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части уточнения положения, касающегося зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от государственной пошлины за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона мО внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" потребует внесения изменений в следующие акты федеральных органов исполнительной власти:
1) приказ Минкомсвязи России от 24 октября 2011 г. N 269 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по выдаче разрешений на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации";
2) приказ Минкомсвязи России от 29 декабря 2011 г. N 362 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.