Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается установить в статье 26 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) запрет для органов государственной власти прямо или косвенно осуществлять расходы на информирование о своей деятельности за исключением случаев, связанных с оказанием государственных услуг, и случаев, прямо установленных федеральными законами.
Правовые основы информирования граждан и организаций о деятельности государственных органов установлены Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 8-ФЗ к информации о деятельности государственных органов относится информация, созданная ими в пределах своих полномочий или организациями, подведомственными государственным органам, либо поступившая в указанные органы и организации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 8-ФЗ к способам обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов относятся в том числе обнародование (опубликование) информации о своей деятельности в средствах массовой информации, размещение информации в сети "Интернет".
Финансовое обеспечение расходов государственных органов, связанных с организацией доступа к информации о своей деятельности, осуществляется на основании статьи 11 Федерального закона N 8-ФЗ.
В то же время статья 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ определяет общие правовые нормы, регулирующие осуществление расходов бюджета субъекта Российской Федерации, и не предполагает установления специальных запретов и отступлений от правил их осуществления.
Одновременно с этим установление предлагаемого законопроектом запрета в Федеральном законе N 184-ФЗ, то есть за пределами сферы правового регулирования законодательства Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, может привести к противоречивой правоприменительной практике и повлечь нарушения права граждан на получение информации о деятельности государственных органов и необоснованное привлечение должностных лиц государственных органов к ответственности.
В связи с этим установление проектируемого законопроектом запрета необходимо предусмотреть в Федеральном законе N 8-ФЗ, уточнив при этом, что данный запрет распространяется на сведения, не отнесенные Федеральным законом N 8-ФЗ к информации о деятельности государственных органов.
Законопроектом также предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК) статьей 285.1.1 "Незаконное расходование бюджетных и внебюджетных средств на информирование о деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации".
Согласно части первой указанной статьи УК (в редакции законопроекта) уголовно наказуемым будет признаваться расходование бюджетных средств на цели, нарушающие порядок информирования о деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, совершенное в крупном размере.
При этом в данной диспозиции не указано, кем именно должно осуществляться такое расходование.
Законопроектом не учитывается, что установление ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
При этом внесение соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях законопроектом не предусмотрено.
Деяния, связанные с незаконным расходованием бюджетных средств, с учетам конкретных обстоятельств могут быть квалифицированы по статьям 285 "Злоупотребление должностными полномочиями" или 286 "Превышение должностных полномочий" УК, в связи с чем принятие законопроекта может повлечь за собой конкуренцию названных уголовно-правовых норм. Данное обстоятельство необходимо учитывать при проектировании отдельного состава уголовно наказуемого деяния за незаконное расходование бюджетных средств на информирование о деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме этого, следует учесть, что дополнение УК новой статьей требует внесения корреспондирующих изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части, касающейся определения подследственности.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом изложенных замечаний.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 6491п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 945939-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением информирования о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы М.В. Дегтяревым, А.Л. Бурковым, А.А. Ющенко и О.В. Тимофеевой"
Текст письма официально опубликован не был