Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 945567-6 "О внесении изменений в федеральные законы "Об образовании в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(о финансовом обеспечении дополнительного образования детей)
Досье на проект федерального закона
Необходимость разработки проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об образовании в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (о финансовом обеспечении дополнительного образования детей) обусловлена тем, что в последнее десятилетие происходит процесс сокращения сети образовательных организаций дополнительного образования, а также числа кружков, секций, клубов и иных структур дополнительного образования в общеобразовательных организациях. Особенно это активно осуществляется в небольших удаленных от центра городках и в сельской местности. Дополнительное образование становится все менее доступным для детей из малообеспеченных семей. За последние десять лет сеть организаций дополнительного образования детей сократилась более чем на 5 тысяч.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих поручениях по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года поручил Правительству Российской Федерации представить предложения по совершенствованию механизмов финансирования системы дополнительного образования детей и не допускать свертывания системы организаций дополнительного образования детей. Также этими поручениями предусматривается переход к нормативно-подушевому финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Концептуально настоящий проект федерального закона предусматривает установление минимального объема финансирования дополнительного образования детей субъектами Российской Федерации.
С этой целью статьей 1 законопроекта вносятся изменения в статьи 8 и 99 Федерального закон "Об образовании в Российской Федерации". В частности, положениями пункта 1 данной статьи законопроекта определено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относится обеспечение дополнительного образования детей посредством предоставления субвенций местным бюджетам не только в муниципальных общеобразовательных организациях, но и в иных муниципальных образовательных организациях, в том числе и образовательных организациях дополнительного образования.
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта на субъекты Российской Федерации возлагается обязанность по организации предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 1 законопроекта устанавливается, что субвенции субъектов Российской Федерации местным бюджетам для финансового обеспечения дополнительного образования детей устанавливаются в размерах, предоставляющих возможность каждому обучающемуся осваивать дополнительную общеобразовательную программу (дополнительные общеобразовательные программы) в объеме не менее 120 часов в год.
Следовательно, устанавливаются финансовые гарантии на получение дополнительного образования каждым человеком в возрасте от 5 до 18 лет в среднем в объеме не менее трех часов в неделю.
Статьей 2 законопроекта вносятся изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Эти изменения аналогичны изменениям, вносимым положениями статьи 1 законопроекта в статью 8 Федерального закона "Об образовании".
Принятие настоящего закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, но гарантирует сохранение сети организаций дополнительного образования детей и возможность детям обучаться по дополнительным образовательным программам в объеме не менее 120 часов в год. Законопроект будет поддержан широкой общественностью России.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об образовании в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(о финансовом обеспечении дополнительного образования детей)
Реализация федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об образовании в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (о финансовом обеспечении дополнительного образования детей), в случае его принятия, не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
В 2014 году в организациях дополнительного образования обучалось по программам дополнительного образования около 8350 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет. Из них 1387 тысяч человек занимались в двух и более организациях, а 280 тысяч занималось на платной основе.
Если исходить из потенциальной возможности заниматься за счет выделяемых бюджетных средств одному обучающемуся в одной организации дополнительного образования только по одной образовательной программе, то за счет выделяемых бюджетных средств могло бы заниматься 10011 тысяч детей. В среднем такие дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы предусматривают занятия по 4,9 часа в неделю. Следовательно, годовое количество часов занятий (из расчета 40 недель занятий в год), которые были проведены со всеми детьми, составило 1962156 тысяч часов (4,9 х 40 х 10011000).
При этом следует учитывать, что в указанных возрастных группах обучалось в дошкольных и общеобразовательных организациях России около 16260 тысяч детей.
Настоящим законопроектом предусматривается гарантированное финансирование не менее 120 часов в год на одного обучающегося рассматриваемых возрастных категорий. В этом случае годовое количество часов занятий, на которые должны быть выделены субвенции, составит 1951200 часов. Это несколько менее количества часов занятий по дополнительному образованию, получаемых детьми в настоящее время.
Таким образом, ныне выделяемые для дополнительного образования детей объемы бюджетных средств несколько превышают объемы финансирования, которые закладывается настоящим федеральным законом. Следовательно, дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации настоящего законопроекта не потребуется. В то же время настоящий законопроект не допускает возможностей сокращения бюджетного финансирования для реализации права детей на дополнительное образование.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об образовании в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (о финансовом обеспечении дополнительного образования детей)
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об образовании в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (о финансовом обеспечении дополнительного образования детей) не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.