Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 798796-6 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонда) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 320-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон о бюджете Фонда).
Изменения в Закон о бюджете Фонда в течение 2014 года не вносились.
Исполнение основных показателей бюджета Фонда в 2014 году сложилось в следующих объемах:
(млрд. рублей) | |||
Показатели |
Утверждено |
Исполнено |
% исполнения |
ДОХОДЫ |
6 290,0 |
6 159,07 |
97,9 |
в том числе: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (распределительная составляющая) |
6 201,7 |
6 075,5 |
98,0 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
88,3 |
83,6 |
94,6 |
Из общего объема доходов межбюджетные трансферты: |
|
|
|
средства федерального бюджета: |
2 448,2 |
2 410,2 |
98,4 |
из них: - на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
288,2 |
288,2 |
100,0 |
- на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда (на выплату страховой части пенсии) |
336,3 |
336,3 |
100,0 |
- на выплату пенсий, пособий, социальных выплат и другие выплаты за счет федерального бюджета |
1 823,7 |
1 785,7 |
97,9 |
средства бюджетов субъектов РФ |
4,5 |
2,8 |
61,3 |
РАСХОДЫ |
6 416,4 |
6 190,1 |
96,5 |
в том числе: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (распределительная составляющая) |
6 397,1 |
6 168,0 |
96,4 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
19,4 |
22,1 |
114,2 |
Из общего объема расходов на выплату пенсий, пособий и другие выплаты, осуществляемых за счет средств федерального бюджета |
1 823,7 |
1 716,7 |
94,1 |
ДЕФИЦИТ/ПРОФИЦИТ |
- 126,5 |
- 31,1 |
- |
в том числе: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий |
- 195,4 |
- 92,5 |
- |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
68,95 |
61,5 |
- |
Исполнение бюджета Фонда в 2014 году осуществлялось в условиях сохраненного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) на уровне 2013 года в размере 22% и тарифа страховых вносов в размере 10% сверх предельной величины облагаемой базы для начисления страховых взносов, применения для отдельных категорий плательщиков пониженных тарифов страховых взносов на ОПС на уровне 2013 года с учетом установленных сроков их действия. Предельная величина базы для начисления страховых взносов была проиндексирована с учетом роста среднемесячной заработной платы и определена в размере 624 тыс. рублей (в 2013 году - 568 тыс. рублей).
Плательщики страховых взносов из числа самозанятого населения в 2014 году уплачивали страховые взносы в фиксированном размере, который определялся исходя из минимального размера оплаты труда (с 01.01.2014 года МРОТ - 5 554 рубля) и тарифа 26%, что составляет 17 328,48 рублей, а также 1 процента с суммы дохода свыше 300 тыс. рублей с установлением верхней границы платежа, рассчитанного из 8 МРОТ.
Доходы бюджета Фонда в 2014 году сложились в сумме 6 159,1 млрд. рублей, что на 130,9 млрд. рублей меньше прогнозируемых объемов, утвержденных Законом о бюджете Фонда.
В 2014 году в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2013 года N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения" средства страховых взносов на формирование накопительной части трудовых пенсий не направлялись. Все поступающие страховые взносы на ОПС зачислялись в распределительную составляющую (на выплату страховой части трудовых пенсий).
Коэффициент сбора страховых взносов на ОПС с учетом погашения задолженности по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 2014 года, сохранился на уровне 2013 года и составил в 2014 году 0,987.
На финансирование страховой части трудовых пенсий поступили страховые взносы в объеме 3 694,4 млрд. рублей с ростом к 2013 году на 6,8 процентов, что обусловлено увеличением предельной величины облагаемой базы. Прогнозные показатели выполнены на 98,1 процента. Снижение поступлений страховых взносов в 2014 году обусловлено, в том числе, снижением на 49 тыс. численности плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, увеличением количества предприятий, в отношении которых проводилась процедура банкротства и количества предприятий, не осуществляющих деятельность.
Поступившие в 2014 году страховые взносы на финансирование страховой части трудовых пенсий позволили обеспечить финансирование выплаты страховой части трудовых пенсий на 73,7% (61,0% в 2013 году).
Взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в бюджет Фонда на выплату доплат к пенсии, поступили в сумме 6,07 млрд. рублей.
Взносы от организаций угольной промышленности зачисляемые в бюджет Фонда на выплату доплаты к пенсии - в сумме 1,87 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета направлены в бюджет Фонда в сумме 2 410,2 млрд. рублей или 98,4% от утвержденных Законом о бюджете Фонда показателей.
В 2014 году указанные средства составили 39,1% всех доходов бюджета Фонда против 44,5% в 2013 году и 47,8% в 2012 году. При этом 25,9% трансфертов из федерального бюджета направляется на обеспечение выплаты страховой части пенсии (на сбалансированность бюджета и компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда) и 74,1% - на обеспечение выплаты пенсий, пособий и других расходов, осуществляемых за счет федерального бюджета. В 2013 году это соотношение составляло соответственно 44,8% и 55,2 процента.
На обеспечение сбалансированности бюджета Фонда средства федерального бюджета перечислены в размере 336,3 млрд. рублей и сократились по сравнению с 2013 годом на 606,5 млрд. рублей.
На компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОПС направлено 288,2 млрд. рублей (в 2013 году - 330,1 млрд. рублей).
В общей сумме трансфертов из федерального бюджета, переданных бюджету Фонда, были учтены средства, в том числе по следующим направлениям финансирования:
на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала - 624,3 млрд. рублей;
на возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 6,6 млрд. рублей;
на выплату федеральной социальной доплаты к пенсиям - 40,5 млрд. рублей;
на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям (ежемесячного пожизненного содержания), дополнительного ежемесячного материального обеспечения, пособий и компенсаций - 423,1 млрд. рублей;
на осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ) - 358,6 млрд. рублей;
на предоставление материнского (семейного) капитала (МСК) в общей сумме 301 млрд. рублей (в 2013 году - 241,3 млрд. рублей).
По расходам бюджет Фонда исполнен в сумме 6 190,1 млрд. рублей, в том числе по распределительной составляющей 6 168,0 млрд. рублей, что составило 99,6% от общей суммы расходов бюджета Фонда.
Фондом осуществлено пенсионное обеспечение 41,46 млн. пенсионеров, численность которых за 2014 год возросла на 437 тыс. человек. Из них получатели трудовых пенсий - 38,1 млн. человек, получатели социальной пенсии - 3,0 млн. человек.
В 2014 году в полном объеме и в установленные сроки выполнены все обязательства по выплате пенсий, пособий, а также проведены мероприятия по индексации, повышению уровня пенсионного и материального обеспечения граждан пожилого возраста:
- с 1 февраля - осуществлена индексация трудовых пенсий на 6,5%;
- с 1 апреля - проведено дополнительное увеличение трудовых пенсий на 1,7%;
- с 1 апреля - осуществлена индексация социальных пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, размер увеличения которых зависит от роста социальных пенсий, - на 17,1%;
- с 1 августа - произведен перерасчет пенсий работающим пенсионерам с учетом сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Средний размер трудовой пенсии по старости за 2014 год увеличился на 853 рубля, или на 8% и на конец года составил 11 569 рублей, превысив прожиточный минимум пенсионера в 1,7 раза.
Средний размер социальной пенсии увеличился за 2014 год на 1102 рубля и составил на конец года 7 548 рублей при величине прожиточного минимума пенсионера в 2014 году 6 617 рублей.
Размеры ЕДВ и сумма МСК были проиндексированы с 1 апреля 2014 года в соответствии с заложенными параметрами на 5 процентов.
Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии в 2014 году составили 4 977,1 млрд. рублей или 97,7% к утвержденным показателям, из них расходы за счет средств федерального бюджета на валоризацию расчетного пенсионного капитала и на финансирование страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 624,3 млрд. рублей и 6,6 млрд. рублей соответственно.
Расходы бюджета Фонда на выплаты пенсий, пособий, ЕДВ, предоставление МСК, других социальных выплат и компенсаций, осуществляемых за счет федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации составили 1 716,7 млрд. рублей (94,1% к утвержденным показателям).
Общие затраты по выплате ЕДВ с учетом расходов на доставку составили 341,4 млрд. рублей.
Объем средств направленных в соответствии с заявлениями о распоряжении МСК по всем направлениям использования в 2014 году составил 270,72 млрд. рублей, из них: на улучшение жилищных условий - 267,16 млрд. рублей (98,7% от всей суммы расходов); на получение образования детей - 3,56 млрд. рублей. Размер МСК в 2014 году составил 429 408,5 рубля.
Расходы бюджета Фонда в отчетном периоде на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии составили 36,9 млрд. рублей.
В соответствии с Законом о бюджете Фонда на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам было разрешено направлять средства в объеме до 1 млрд. рублей. На реализацию социальных программ субъектов Российской Федерации в бюджеты 80 субъектов Российской Федерации направлены субсидии на общую сумму 1 013,8 млн. рублей (с учетом остатков на 01.01.2014 года) в том числе: на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения - 919,7 млн. рублей; на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам - 94,1 млн. рублей.
По состоянию на конец 2014 года число граждан, вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, составило 15,93 млн. человек, число лиц вступивших в данную систему в 2014 год - 78,8 тыс. человек. В отчетном периоде платежи осуществили 1,15 млн. человек.
В бюджет Фонда поступило 9,8 млрд. рублей дополнительных страховых взносов и взносов работодателей в пользу застрахованных лиц, что на 1,2 млрд. рублей меньше прогнозных показателей. Из Фонда национального благосостояния на обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации в бюджет Фонда поступило 12,4 млрд. рублей.
Доходы, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (накопительная составляющая), в 2014 году составили 83,6 млрд. рублей. Страховые взносы на финансирование накопительной части трудовых пенсий в 2014 году поступали в бюджет Фонда в счет погашения задолженности по уплате указанных взносов за период 2002 - 2014 годов и их сумма составила 33 млрд. рублей.
Расходы бюджета Фонда по накопительной составляющей составили 22,1 млрд. рублей.
Выплаты накопительной части трудовой пенсии составили 136,5 млн. рублей (99,3% от запланированного объема), расходы на срочную пенсионную выплату - 24 млн. рублей (в 13,3 раза меньше запланированного объема), расходы на единовременную выплату средств пенсионных накоплений - 17,8 млрд. рублей (91,6% от запланированного объема). Отклонения показателей от запланированных объемов связаны с фактическим количеством обращений граждан за указанными выплатами.
В 2014 году бюджет Фонда исполнен с дефицитом в сумме 31 млрд. рублей, сложившимся исходя из дефицита бюджета Фонда по распределительной составляющей в сумме 92,5 млрд. рублей и профицита бюджета Фонда в сумме 61,5 млрд. рублей по его накопительной составляющей. На покрытие дефицита по распределительной составляющей направлялись переходящие остатки средств на 1 января 2014 года.
Показатели, установленные Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 320-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в основном выполнены.
В 2014 году Фондом исполнены задачи по повышению размеров пенсий, выполнены все публичные нормативные обязательства, на финансирование которых из бюджета Фонда было направлено 6,08 трлн. рублей, что составило 98,3% от общей суммы расходов бюджета Фонда.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год".
Председатель комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.