Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 800658-6 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014 год" -
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15.06.2015 N 243 Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 800658-6 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014 год" и в пределах своей компетенции отмечает следующее.
Исполнение бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон о бюджете Фонда).
Исполнение основных показателей бюджета Фонда в 2014 году сложилось в следующих объемах:
млн. рублей | |||
Показатели |
Утверждено |
Исполнено |
% исполнения |
Доходы - всего |
565 023,0 |
569 825,5 |
100,8 |
Расходы-всего |
564 917,2 |
546 184,9 |
96,7 |
Профицит/(-)Дефицит |
105,8 |
23 640,6 |
- |
Бюджет Фонда в 2014 году исполнен с превышением доходов над расходами в размере 23 640,6 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 5 665,9 млн. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 19 826,0 млн. рублей, по исполнению отдельных государственных полномочий, осуществляемых Фондом за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 10,4 млн. рублей, а за счет средств федерального бюджета - с превышением расходов бюджета Фонда над поступившими межбюджетными трансфертами из федерального бюджета - 1 861,6 млн. рублей.
В части исполнения отдельных государственных полномочий, осуществляемых Фондом в 2014 году, сложившийся дефицит обусловлен дополнительным расходованием остатков от неполного использования этих средств федерального бюджета, образовавшихся на 1 января 2014 года в сумме 3 258,8 млн. рублей, которые в соответствии с частью 8 статьи 7 Закона о бюджете Фонда были использованы на те же цели.
По доходам бюджет Фонда в 2014 году исполнен в сумме 569 825,5 млн. рублей или 100,8% к показателям, утвержденным Законом о бюджете Фонда.
Средства, передаваемые бюджету Фонда от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поступили в сумме 53 305,7 млн. рублей.
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета составили 35 323,8 млн. рублей (31,7% к уровню 2013 года), из них:
- 20 483,8 млн. рублей - на выполнение Фондом государственных функций;
- 14 840,0 млн. рублей - на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Средства федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда не предусматривались.
В 2014 году объем поступлений межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составил 6,2% в доходах бюджета Фонда.
В 2014 году из общей суммы межбюджетных трансфертов бюджету Фонда 63,3% направлено на реализацию государственной программы "Социальная поддержка граждан", 33,0% - государственной программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" и 3,7% по непрограммному направлению "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти".
Перечисление межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджету Фонда в 2014 году в разрезе государственных программ характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" |
Уточненная роспись |
Перечислено из федерального бюджета |
В % к: |
|
Закону |
уточненной росписи |
||||
Межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации |
28 731,6 |
35 323,8 |
35 323,8 |
122,9 |
100,0 |
Государственная программа "Социальная поддержка граждан" |
19 732,0 |
22 353,3 |
22 353,3 |
113,3 |
100,0 |
Компенсация выпадающих доходов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
14 840,0 |
14 840,0 |
14 840,0 |
100,0 |
100,0 |
Оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно |
|
3 212,4 |
3 212,4 |
|
100,0 |
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
2 656,0 |
2 502,9 |
2 502,9 |
94,2 |
100,0 |
Оплата четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами |
2 180,6 |
1 742,6 |
1 742,6 |
79,9 |
100,0 |
Иные выплаты |
55,5 |
55,5 |
55,5 |
100,0 |
100,0 |
Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы |
8 999,5 |
11 651,9 |
11 651,9 |
129,5 |
100,0 |
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий |
8 999,5 |
11 651,9 |
11 651,9 |
129,5 |
100,0 |
Реализация функций иных федеральных органов государственной власти |
- |
1 318,6 |
1 318,6 |
- |
100,0 |
Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан в санаторно-курортных организациях, расположенных в Республике Крым и г. Севастополе |
- |
1 318,6 |
1 318,6 |
|
100,0 |
Межбюджетные трансферты, переданные бюджету Фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, составили 17 981,8 млн. рублей.
Расходы бюджета Фонда в 2014 году составили 546 184, 9 млн. рублей или 96,7% к утвержденным Федеральным законом и 94,9% к ассигнованиям, установленным бюджетной росписью. По сравнению с 2013 годом расходы снизились на 3,5%.
Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 431 693,7 млн. рублей, или 90,6% к утвержденным Законом о бюджете Фонда и 109,0% к уровню 2013 года.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 176 414,9 млн. рублей, что ниже запланированных на 11,0%, но на 8,7% больше, чем в 2013 году.
Число случаев временной нетрудоспособности за 2014 год составило 26,69 млн. случаев и снизилось относительно предыдущего года на 1,4 млн. случаев, или на 5,0%. Это свидетельствуют о снижении заинтересованности части застрахованных граждан в получении листков временной нетрудоспособности.
Увеличение продолжительности одного случая временной нетрудоспособности (в 2012 году - 11,16 дней, в 2013 году - 11,20 дней, в 2014 году - 11,39 дней) также свидетельствует о том, что увеличивается доля лиц, оформляющих временную нетрудоспособность только в случае серьезного заболевания.
Среднедневной размер пособия по временной нетрудоспособности составил 580,27 рублей, или 98,0% к расчетному, что показывает устойчивую тенденцию увеличения доли получателей пособий с более низкой заработной платой.
Расходы на выплату пособий по беременности и родам составили 95 664,0 млн. рублей, или 98,8% к утвержденным Законом о бюджете Фонда. Относительно 2013 года расходы на выплату данного пособия увеличились на 13 216,3 млн. рублей, или на 16,0%, что обусловлено увеличением числа оплаченных дней по беременности и родам на 3,1 млн. дней и увеличением среднедневного размера пособия на 70,45 рублей.
Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 75 257,9 млн. рублей, что на 7,9% ниже показателей, утвержденных Законом о бюджете Фонда (по отношению к 2013 году расходы выросли на 8,3%). Из них:
пособия по временной нетрудоспособности - 2 328,7 млн. рублей, что на 0,7% больше, чем в 2013 году и на 19,0% меньше предусмотренных Законом о бюджете Фонда (объясняется фактическим уменьшением числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности на 534,6 тыс. дней, или на 14,1%, и снижением среднего размера дневного пособия на 43,33 рублей, или на 5,7%, по сравнению с расчетными);
единовременные страховые выплаты - 1 889,3 млн. рублей, или 63,5% от предусмотренных Законом о бюджете Фонда (в связи с сокращением числа выплат на 2,03 тыс. и уменьшением среднего размера единовременной страховой выплаты на 45,4 рублей по отношению к использованным в расчетах); сумма расходов по указанным выплатам увеличилась в 1,9 раза относительно 2013 года в связи с увеличением размера единовременной выплаты в случае смерти застрахованного с 01.01.2014 до 1,0 млн. рублей;
ежемесячные страховые выплаты - 46 890,1 млн. рублей, или 93,5% от бюджетных назначений; исполнение не в полном объеме сложилось за счет уменьшения числа несчастных случаев на производстве (на 1,8%) и снижения уровня их тяжести (средний процент утраты трудоспособности составил в 2014 году - 43,3%, в 2013 году - 43,40%, в 2012 году - 43,65%).
В 2014 году расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний увеличились на 12,2% по сравнению с 2013 годом и составили 16 784,2 млн. рублей, или 94,0% от бюджетных назначений.
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших составили 7 921,3 млн. рублей (94,3% от предусмотренных бюджетной росписью), что на 8,4% больше аналогичных расходов Фонда за 2013 год.
В 2014 году израсходовано 611,3 млн. рублей на лечение застрахованных лиц непосредственно после тяжелых несчастных случаев на производстве, что на 8,5% меньше средств, израсходованных на эти цели в 2013 году. Лечением охвачено более 77,8% лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. В результате в 2014 году восстановили трудоспособность и возвратились к труду без установления стойкой утраты трудоспособности и инвалидности 58,4 % застрахованных от общего числа лиц, завершивших лечение.
В 2014 году средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний направлены:
на обеспечение путевками на медицинскую реабилитацию в учреждениях, оказывающих санаторно-курортные услуги - 4 215,8 млн. рублей;
на оплату лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода - 840,3 млн. рублей;
на обеспечение пострадавших техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями - 1 116,4 млн. рублей.
На обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2014 году было направлено 8 862,8 млн. рублей, или 93,8% предусмотренных бюджетной росписью.
В рамках обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2014 году за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проведена аттестация около 583,4 тыс. рабочих мест по условиям труда; 1 007,4 тыс. работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошли обязательные периодические медицинские осмотры; для данной категории работников приобретено более 2,0 млн. единиц средств индивидуальной защиты; более 63,4 тыс. застрахованных получили санаторно-курортное лечение согласно заключительному акту по результатам периодических медицинских осмотров.
Сравнительные показатели по расходованию средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, приведены в таблице:
Показатели |
2013 год |
2014 год |
||||
принято |
исполнено |
% |
принято |
исполнено |
% |
|
Количество заявок (млн. шт.) |
2,4 |
2,3 |
92,8 |
2,7 |
2,1 |
76,5 |
| ||||||
|
уточненная роспись |
исполнено |
% |
уточненная роспись |
исполнено |
% |
Сумма (млн. руб.) |
14 349,3 |
13 323,7 |
92,9 |
12 142,4 |
11 976,4 |
98,6 |
В 2014 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, были предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 8 999,5 млн. рублей. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.12.2014 N 2526-р Фонду были увеличены объемы межбюджетных трансфертов на указанные цели на 2 061,3 млн. рублей. Кроме того, Фонду за счет перераспределения межбюджетных трансфертов были еще увеличены ассигнования на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, на сумму 591,1 млн. рублей. Таким образом, общая сумма средств, поступивших из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, составила 11 651,9 млн. рублей, из них: 10 976,3 млн. рублей - непосредственно расходы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и 675,6 млн. рублей - административные расходы на осуществление функций по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.
Фактические расходы составили суммарно 12 586,2 млн. рублей, или 98,6% к утвержденным бюджетной росписью расходам бюджета Фонда на эти цели, с учетом остатка неиспользованных средств за 2013 год в сумме 1 161,6 млн. рублей. При этом 609,8 млн. рублей составили административные расходы (90,3% к бюджетной росписи) и 11 976,4 млн. рублей - непосредственно расходы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (98,6% к бюджетной росписи).
По данным Счетной палаты Российской Федерации, изложенным в заключении на отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014 год от 31.08.2015 N 98/11-03, "перечисленные ассигнования не исполнены на 10,8% в Республике Коми при исполнении заявок на 71.8%, на 6,5% в Свердловской области при исполнении заявок 69,6%, на 4,5% в Нижегородской области при исполнении заявок на 75,4%. Учитывая, что перечисление средств Фондом в 63 субъекта Российской Федерации производилось в одни и те же сроки, сложившийся уровень исполнения свидетельствует об отсутствии принятия мер по своевременному расходованию средств".
В связи с поздним выделением дополнительных ассигнований из федерального бюджета в декабре 2014 года остались неосвоенными средства в сумме 232,6 млн. рублей. В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" неиспользованный остаток средств будет использован Фондом на указанные цели в 2015 году, включая завершение расчетов по договорам, заключенным в 2014 году.
Всего в 2014 году было выдано 200,8 млн. единиц технических средств реабилитации, а также протезно-ортопедических изделий. Количество поданных заявок на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2014 году составило 2,7 млн. заявок, доля обеспеченности инвалидов изделиями составила 76,5%.
В 2014 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно поступили средства из федерального бюджета в сумме 3 212,4 млн. рублей. Бюджетной росписью расходов Фонда ассигнования на указанные цели определены в сумме 3 540,9 млн. рублей, включая остаток неиспользованных средств за прошлый год в сумме 321,5 млн. рублей. Фактические расходы составили 3 382,4 млн. рублей, или 95,%. Неисполненные назначения составили 158,5 млн. рублей.
Комитет отмечает, что в 2014 году несколько улучшилась ситуация с обеспечением путевками на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Выдано 138,0 тыс. путевок, что на 18,0 тыс. путевок больше, чем в 2013 году.
Кроме этого, дополнительно из федерального бюджета Фонду были выделены средства в сумме 1 318,6 млн. рублей на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан, имеющим право на получение набора социальных услуг, в санаторно-курортных организациях, расположенных в Республике Крым и городе Севастополе, и представление бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в указанные санаторно-курортные организации. Фактические расходы составили 1 049,3 млн. рублей, или 79,6% к бюджетной росписи; было выдано 30,0 тыс. путевок на лечение отдельным категориям граждан. При этом неисполненные назначения составили 269,3 млн. рублей.
Всего в течение 2014 года Фондом выдано с учетом сопровождающих лиц 167 695 путевок, или 33,5% общего числа граждан, обратившихся в отчетном периоде и ранее (в 2013 году выдано 120,0 тыс. путевок, исполнено только 25% заявлений граждан, обратившихся в отчетном периоде и ранее).
Вместе с тем по данным Счетной палаты Российской Федерации "на 1 января 2015 года остаток неиспользованных средств на санаторно-курортное лечение составил 429 298,3 тыс. рублей. Своевременное использование указанных средств федерального бюджета при сложившейся средней стоимости путевки в размере 19,1 тыс. рублей позволило бы дополнительно обеспечить санаторно-курортным лечением 2 116 человек. Неиспользование в 2014 году средств федерального бюджета при сложившемся в 2014 году низком уровне обеспечения санаторно-курортным лечением граждан свидетельствует о неэффективной организации работы Фонда по данному направлению".
Расходы на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни составили 17 976,8 млн. рублей, или 94,5% предусмотренных Законом о бюджете Фонда. Фондом оплачены услуги по медицинской помощи, оказанной в 2014 году медицинскими учреждениями:
- на амбулаторно-поликлиническом этапе в период беременности - 1 682,0 тыс. женщинам;
- в период родов и в послеродовый период - 1 763,2 тыс. женщинам;
- по профилактическим осмотрам ребенка в течение первого года жизни - оказано 2 325,1 тыс. услуг.
Остаток средств в сумме 1 646,9 млн. рублей будет использован Фондом в 2015 году на те же цели.
В 2014 году на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий в бюджете Фонда предусматривалось 3 435,3 млн. рублей, исполнено 3 125,9 млн. рублей, или 91%. Неисполненные назначения составили 309,3 млн. рублей. В материалах к законопроекту не содержится никаких комментариев о причинах неполного использования средств.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья в своих заключениях неоднократно ставил вопрос о низкой эффективности и непрозрачности расходования ассигнований, выделяемых на развитие информационной системы Фонда. Средняя стоимость ежегодного обслуживания работ на ЕИИС "Соцстрах" выросла с 61 млн. рублей в 2010 году до 302 млн. рублей в 2014 году, или в 5 раз. Каждый день Фонд тратит на эти цели по 1 млн. рублей. При этом число точек обслуживания и поддерживаемых подсистем ЕИИС "Соцстрах" остались прежними.
Заключение Счетной палаты Российской Федерации содержит целый ряд замечаний по неэффективному расходованию средств при заключении Фондом государственных контрактов в рамках работ по информатизации на 2014 год.
Также в заключении Счетной палаты Российской Федерации отмечено: "Проверка расходов бюджетных средств Фонда на развитие информационных систем Фонда показала, что на совершенствование информационной подсистемы прямых выплат страхового обеспечения предусматривалось в 2014 году направить 25 000,0 тыс. рублей. Разработка программного обеспечения не произведена, что приводит к проблемам при реализации пилотного проекта". Обработка части информации работниками Фонда осуществляется вручную.
На строительство инфраструктуры Фонда в 2014 году было предусмотрено 772,6 млн. рублей, израсходовано 430,4 млн. рублей, или 55,7%, предусмотренных Законом о бюджете Фонда и бюджетной росписью. Неисполненные назначения составили 342,2 млн. рублей. Не освоение средств региональными отделениями Фонда вызвано ростом цен на недвижимое имущество (Краснодарский край и Еврейская автономная область) и отсутствием у собственников правоустанавливающих документов, соответствующих российскому законодательству, в связи с чем аукционы на приобретение зданий не состоялись (г. Севастополь).
Показатели, установленные в Законе о бюджете Фонда, в целом выполнены.
Вместе с тем Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает следующие недостатки в исполнении бюджета Фонда в 2014 году:
1. По-прежнему остается актуальным вопрос изменения механизма обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который в настоящее время позволяет удовлетворить только треть потребности в данном виде государственной социальной помощи.
2. В 2014 году ухудшился показатель по исполнению заявок инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации: исполнено 2,1 млн. заявок против 2,3 млн. заявок в 2013 году, степень обеспеченности поданных заявок составила 76,5% против 92,8% в 2013 году; заявки не обеспечены в полном объеме ни одним из 63 субъектов Российской Федерации, в которые Фондом перечислены средства.
3. Комитет отмечает низкую эффективность и непрозрачность расходования ассигнований, выделяемых на развитие информационной системы Фонда, и настаивает на их сокращении в 2015 и 2016 годах.
4. Комитет считает целесообразным рассмотреть итоги реализации пилотного проекта перехода на технологию "Прямых выплат" за период 2011-2014 годов с детальным анализом изменения финансовых параметров обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, прежде чем финансировать и тиражировать этот эксперимент в новых субъектах Российской Федерации.
С учетом высказанных замечаний Комитет Государственной Думы по охране здоровья считает возможным поддержать проект федерального закона N 800658-6 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014 год".
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 4 сентября 2015 года (протокол N 90).
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.