Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 800658-6 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 800658-6 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Исполнение бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в 2014 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Федеральный закон).
Бюджет Фонда за 2014 год исполнен:
по доходам, - в сумме 569,8 млрд. рублей, или 100,8 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом;
по расходам, - в сумме 546,2 млрд. рублей, или 96,7 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом и 94,7 процента к сводной бюджетной росписи.
В целом бюджет Фонда за 2014 год исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 23,6 млрд. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 5,6 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 19,8 млрд. рублей, по исполнению отдельных государственных полномочий, осуществляемых Фондом за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 10,4 млн. рублей, а за счет средств федерального бюджета - 1,86 млрд. рублей.
Исполнение доходов бюджета Фонда
В структуре доходов бюджета Фонда за 2014 год доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 437 359,6 млн. рублей, или 100,2 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом.
Из них:
поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - в сумме 416 061,1 млн. рублей, или 98,7 процента к запланированным;
средства федерального бюджета, направленные на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - в сумме 14 840,0 млн. рублей;
средства страхователей в части превышения произведенных ими расходов над суммой начисленных страховых взносов в сумме 6 523,8 млн. рублей.
Коэффициент сбора страховых взносов и недоимки составил в 2014 году 0,997 при плановом 0,990.
В основном неполное исполнение доходов по страховым взносам по данному виду страхования обусловлено снижением застрахованного фонда заработной платы, на который начисляются страховые взносы, на 2,2 процента к запланированному в расчетах к Федеральному закону.
Доля необлагаемого фонда заработной платы, превышающего застрахованный заработок в 2014 году составила 18,22 процента, соответственно доля облагаемой заработной платы составила 81,78 процента.
Доходы бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2014 году составили 95 083,8 млн. рублей, или 99,7 процента от утвержденных Федеральным законом.
Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимки, пени и штрафы, в 2014 году составили 92 457,4 млн. рублей, или 99,2 процента от запланированных.
Коэффициент сбора страховых взносов по данному виду страхования составил 0,989 при плановом 0,980.
Основным фактором, повлиявшим на уменьшение запланированных сумм поступления страховых взносов, является снижение среднеотраслевого размера тарифа страховых взносов, который составил в 2014 году 0,50 процента, что на 0,03 процентных пункта меньше планового значения. Снижение среднего размера тарифа страховых взносов объясняется уменьшением доли фонда заработной платы на предприятиях, осуществляющих виды экономической деятельности, относящиеся к классам профессионального риска с высокими размерами тарифа страховых взносов (обрабатывающие, металлургические, добывающие и др.) в общем фонде заработной платы.
В доходы бюджета Фонда по данному виду страхования в 2014 году были зачислены средства в сумме 1 725,5 млн. рублей, поступившие от размещения на банковские депозиты в кредитных организациях средств резерва (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. N 1396 "Об утверждении правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2014 году и на плановый период 2015 и 2016 годов".
По иным видам доходов в бюджет бюджета Фонда поступили:
средства от денежных взысканий (штрафы, санкции, возмещение ущерба) за нарушение законодательства Российской Федерации - в сумме 277,9 млн. рублей;
капитализированные платежи ликвидируемых предприятий - в сумме 326,2 млн. рублей;
компенсации от затрат государства - в сумме 182,7 млн. рублей;
доходы от продажи материальных и нематериальных активов - в сумме 7,7 млн. рублей;
средства от задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам - в сумме 52,5 млн. рублей;
налоги на совокупный доход - в сумме 4,0 млн. рублей;
прочие поступления - в сумме 33,5 млн. рублей.
Средства, передаваемые бюджету Фонда от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поступили в полном объеме и составили 53 305,0 млн. рублей.
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета составили 35 323,8 млн. рублей.
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, составили 17 981,8 млн. рублей.
Исполнение расходов бюджета Фонда
В структуре расходов бюджета Фонда расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили в 2014 году в сумме 431 693,7 млн. рублей, или 95,9 процента от утвержденных бюджетной росписью.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 176 414,9 млн. рублей, что ниже запланированных на 7,5 процента от утвержденных бюджетной росписью.
Среднедневной размер пособия составил по итогам года 580,27 рубля, что составляет 98,0 процента к запланированным расчетам к закону (592,18). Число оплаченных календарных дней в 2014 году составило 304,02 млн. дней, что по сравнению с 2013 годом ниже на 3,4 процента (314,67).
Тенденция снижения оплаченных дней временной нетрудоспособности наблюдается с 2011 года. В 2011-2012 гг. это очевидно было связано с введением нормы об оплате первых трех дней временной нетрудоспособности застрахованного гражданина за счет средств страхователя. Продолжение тенденции снижения заинтересованности застрахованных граждан в получении листков временной нетрудоспособности обусловливается появлением других мотивов.
Расходы на выплаты пособий по материнству и детству гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составили в сумме 237 210,6 млн. рублей, или 102,0 процента от утвержденных бюджетной росписью.
Из них:
на выплату пособий по беременности и родам - 95 664,0 млн. рублей, или 96,9 процента к бюджетной росписи. Среднедневной размер пособия составил 580,15 рубля (98,2 процента к запланированным расчетам);
на выплату пособий при рождении ребенка - 19 675,8 млн. рублей, или 98,5 процента к бюджетной росписи. Средний размер пособия при рождении ребенка составил 14 984,4 рублей;
на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 121 381,6 млн. рублей, или 100,4 процента к бюджетной росписи. Средний размер данного пособия составил 7 044,32 рублей. Количество выплаченных пособий составило 17 231 142 и увеличилось по сравнению с 2013 годом на 329 080. Правом на получение данного вида пособия воспользовались 2 455 377 граждан;
на выплату единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности - 489,2 млн. рублей, или 97,3 процента к бюджетной росписи. Количество выплаченных пособий составило 869 704 и увеличилось на 32 093, или на 3,8 процента.
Расходы на выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили в 2014 году в сумме 75 257,8 млн. рублей, что на 7,9 процента ниже утвержденных бюджетной росписью.
Из них:
на выплату пособий по временной нетрудоспособности по данному виду обязательного социального страхования - 2 328,7 млн. рублей, что на 19,0 процента меньше, чем предусмотрено бюджетной росписью. Число оплаченных дней составило 3 265 447 и уменьшилось по сравнению с 2013 годом на 0,7 процента, среднедневной размер пособия составил 713,14 рублей;
на выплату единовременных страховых выплат - 1 889,3 млн. рублей, или 63,5 процента к бюджетной росписи. Данный вид расходов увеличился по сравнению с 2013 годом в 2,9 раза, при этом количество самих выплат уменьшилось на 1,6 процента и составило 16 956. Столь существенное увеличение суммы данного вида расходов произошло в связи с увеличением размера единовременной выплаты в случае смерти застрахованного с 1 января 2014 года до 1 млн. рублей, средний размер пособия составил 11 423,14 рублей;
на выплату ежемесячных страховых выплат - 46 890,1 млн. рублей, или 93,5 процента к бюджетной росписи. Количество ежемесячных страховых выплат составило 5 558 832, при среднем размере 8 435,24 рублей.
на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний - 16 784,1 млн. рублей, или 94,0 процента к бюджетной росписи. По сравнению с 2013 годом данные расходы увеличились на 12,2 процента.
Расходы, осуществляемые Фондом по реализации государственных публичных обязательств в области социальной политики
За счёт средств федерального бюджета, перечисляемых бюджету Фонда в качестве межбюджетных трансфертов, кассовое исполнение расходов по государственным публичным обязательствам составило:
на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - в сумме 12 586,2 млн. рублей, или 98,2 процента к сводной бюджетной росписи. При этом расходы на обеспечение инвалидов собственно техническими средствами реабилитации составили в сумме 11 976,4 млн. рублей (98,6% к росписи), расходы на администрирование указанной функции - в сумме 609,8 млн. рублей.
Неполное освоение выделенных средств объясняется причинами позднего выделения дополнительных ассигнований федерального бюджета на указанные цели в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2014 года N 256-р, которые не могли быть использованы в полном объеме из-за длительности проведения конкурсных процедур на поставку технических средств реабилитации, а также ограничением мощности протезно-ортопедических предприятий, не позволяющих в короткие сроки изготовить значительное количество протезно-ортопедических изделий. Неиспользованный остаток средств в сумме 232,5 млн. рублей будет использован Фондом на те же цели в 2015 году.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Распоряжения Правительства РФ от 12 декабря 2014 г. следует читать как "2526-р"
В 2014 году было выдано 200,8 млн. единиц технических средств реабилитации, а также протезно-ортопедических изделий. Количество поданных заявок на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации составило 2 717,4 тыс., из которых исполнено 2 080,2 тыс. заявок. Степень удовлетворенности заявок в 2014 году составила 76,6%, что на 15,6 процентных пункта ниже уровня 2013 года;
на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", бюджетной росписью с учетом недоиспользованных средств за 2013 год (328,5 млн. рублей) ассигнования были определены в сумме 3 540,9 млн. рублей, фактические расходы составили 3 382,4 млн. рублей, или 95,5 процента к бюджетной росписи.
Дополнительно в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2014 года N 921 "О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета межбюджетного трансферта бюджету фонда социального страхования Российской Федерации и иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, в санаторно-курортных организациях, расположенных в Республике Крым и г. Севастополе, и предоставлением бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в указанные санаторно-курортные организации" были выделены межбюджетные трансферты Фонду в сумме 1 318,6 млн. рублей. Фактические расходы, осуществленные в соответствии с указанным Постановлением составили 1 049,3 млн. рублей, или 79,6 процента.
Общий остаток неиспользованных средств по данному виду расходов на 1 января 2015 года составил 427,9 млн. рублей.
В 2014 году с учетом сопровождающих лиц выдано 167 695,0 путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, имеющим право на получение данного вида государственной социальной помощи в рамках набора социальных услуг (из них 30 009 путевок - на лечение граждан в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Республики Крым и г.Севастополе), что на 47 751 путевку больше, чем в 2013 году.
на оплату четырёх дополнительных выходных дней в месяц работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, - в сумме 1 687,3 млн. рублей, или 77,3 процента к бюджетной росписи;
на выплаты пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча" - в сумме 16,3 млн. рублей, или 77,6 процента к бюджетной росписи. Неполное исполнение указанных расходов объясняется уменьшением численности граждан, имеющих право на получение данных пособий;
на выплаты пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий - в сумме 2 508,3 млн. рублей, или 94,3 процента к бюджетной росписи.
Расходы на оплату медицинским организациям, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной этими организациями женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребёнка в течение первого года жизни за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, перечисляемых Фонду в качестве межбюджетных трансфертов, составили в сумме 17 976,7 млн. рублей, или 87,0 процента к бюджетной росписи.
Расходы на содержание аппаратов органов управления Фонда в 2014 году составили 23 192,9 млн. рублей, или 95,2 процента к установленным назначениям, и 4,2 процента к общему объему расходов.
Замечания
1. При планировании бюджета Фонда на 2014 год не были учтены замечания Комитета о недостаточности бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР), что не позволяет в полном объеме удовлетворить потребность инвалидов в ТСР.
Кроме того, средства федерального бюджета на финансирование указанных полномочий Российской Федерации в 2014 году поступали в бюджет Фонда на их реализацию крайне неравномерно. Так, по данным Счетной палаты Российской Федерации 35,6 процента от общего объема ассигнований федерального бюджета, выделенных на предоставление инвалидам ТСР, поступили в бюджет Фонда в ноябре - декабре 2014 года. В результате позднего поступления средств по итогам года образовался неиспользованный остаток средств в сумме 232,5 млн. рублей.
2. Комитет обращает особое внимание Правительства Российской Федерации на значительное недоисполнение в течение последних пяти лет установленных бюджетных назначений на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения (исполнение в 2010 году - 96,5 процента, в 2011 году - 84,3 процента, в 2012 году - 95,7 процента, в 2013 году - 90,1 процента, в 2014 году - 91,6 процента), при том что и в 2014 году, и в предыдущие годы ни в одном из 63 субъектов Российской Федерации, в которых полномочия по оказанию государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению сохранены за Фондом и его исполнительными органами, заявки граждан не обеспечены в полном объеме. В отчете об исполнении бюджета Фонда за 2014 год причины неполного исполнения бюджетных назначений по данному виду расходов не указываются.
Комитет считает, что недоисполнение установленных бюджетных назначений по указанному виду расходов при сложившемся в последние годы низком уровне обеспечения санаторно-курортным лечением граждан свидетельствует о не достаточно эффективной работе Фонда по данному направлению.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует проект федерального закона N 800658-6 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014 год" принять в первом чтении.
Председатель комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.