Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 951060-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" (далее - законопроект) разработан с учетом результатов мониторинга реализации приказа Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", проведенного Минтрудом России совместно с объединениями профессиональных союзов и работодателей, представителями экспертного сообщества в соответствии с поручениями Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от 9 июня 2014 г. (абзац третий пункта 2 протокола N 3).
В результате анализа правоприменительной практики Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" выявлена необходимость внесения в него ряда изменений, предусматривающих:
уточнение порядка определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "О специальной оценке условий труда" не проводится процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, в целях определения базового перечня действий эксперта при составлении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям на таких рабочих местах;
установление возможности декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений признаны оптимальными или допустимыми (за исключением списочных рабочих мест), с целью дальнейшего снижения административной и финансовой нагрузок на работодателей, обеспечивающих не только соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, но и безопасные условия труда на своих рабочих местах;
обеспечение защиты информации, составляющей государственную и иную охраняемую законом тайну, при ее передаче в составе сведений о результатах специальной оценки условий труда в целях недопущения несанкционированного доступа к такой информации;
расширение перечня сведений об организациях, проводящих специальную оценку условий труда, содержащихся в реестре данных организаций, в части информации о наличии филиалов и представительств с целью дальнейшего формирования достойного рынка услуг в сфере охраны труда и исключения фактов занятия деятельностью по оценке условий труда организациями, не соответствующими требованиям законодательства о специальной оценке условий труда и не проходившими установленную процедуру допуска к занятию данным видом деятельности;
дополнение субъектного состава правоотношений, связанных с экспертизой качества специальной оценки условий труда, организациями, непосредственно проводящими данную оценку, в целях обеспечения возможности проведения государственного аудита деятельности организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
урегулирование вопроса использования в ходе специальной оценки условий труда методик (методов) исследований (испытаний) и измерений, утвержденных федеральными органами исполнительной власти и не аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, посредством определения переходного периода до 31 декабря 2020 г., в течение которого указанные методики (методы) должны быть в установленном порядке аттестованы и внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Законопроект направлен на решение указанных задач по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области специальной оценки условий труда.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"
I. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, подлежащие изменению в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" (далее - законопроект):
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 599 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда".
Основанием для внесения изменений в указанный порядок является пункт 7 статьи 1 законопроекта.
Целью принятия данного нормативного правового акта является обеспечение систематизированного учета организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Срок принятия нормативного правового акта -1 квартал 2016 г.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".
Основанием для внесения изменений в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации является пункт 8 статьи 1 законопроекта.
Целью принятия данного нормативного правового акта является уточнение полномочий Минтруда России в части принятия нормативных правовых актов в области специальной оценки условий труда.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Срок принятия нормативного правового акта -1 квартал 2016 г.
II. Изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, признания утратившими силу, приостановления или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в связи с законопроектом не требуется.
III. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие изменению в связи с законопроектом:
1. Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
Основанием для внесения изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда являются пункты 1, 2, 5, 8 статьи 1 законопроекта.
Целью принятия данного нормативного правового акта является приведение в соответствие с законодательством о специальной оценке условий труда положений Методики проведения специальной оценки условий труда.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Срок принятия нормативного правового акта -1 квартал 2016 г.
2. Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда".
Основанием для внесения изменений в Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является пункт 3 статьи 1 законопроекта.
Целью принятия данного нормативного правового акта является приведение в соответствие с законодательством о специальной оценке условий труда положений Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Срок принятия нормативного правового акта -1 квартал 2016 г.
3. Приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. N 549н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда".
Основанием для внесения изменений в Порядок проведения государственной экспертизы условий труда является пункт 8 статьи 1 законопроекта.
Целью принятия данного нормативного правового акта является уточнение субъектного состава участников проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества специальной оценки условий труда.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Срок принятия нормативного правового акта -1 квартал 2016 г.
4. Приказ Минтруда России от 22 сентября 2014 г. N 652н "Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда".
Основанием для внесения изменений в указанный Порядок является пункт 8 статьи 1 законопроекта.
Целью принятия данного нормативного правового акта является уточнение субъектного состава заявителей о разногласиях по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Срок принятия нормативного правового акта -1 квартал 2016 г.
IV. Признания утратившими силу, приостановления или принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в связи с законопроектом не требуется.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.