Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 948300-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный "Об исчислении времени" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 03 июня 2011 года N 107-ФЗ "Об исчислении времени".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об исчислении времени" вся территория Магаданской области отнесена к 9-й часовой зоне (МСК+7, московское время плюс 7 часов, UTC+10).
В результате принятых изменений в Федеральный закон "Об исчислении времени" на территории Магаданской области время было переведено на два часа назад, административное время стало совпадать с поясным (астрономическим) временем. На территории Магаданской области фактически установлено постоянное "зимнее" время.
С момента перехода в 2014 году Магаданской области в новую часовую зону в адрес Магаданской областной Думы и Правительства Магаданской области поступило большое количество обращений граждан и организаций о необходимости возвращения ранее действовавшей на территории системы исчисления времени.
Подавляющая часть указанных выше обращений содержит требование об отнесении территории Магаданской области к 10-й часовой зоне (московское время плюс 8 часов). В качестве обоснования требований гражданами и организациями приводятся следующие аргументы: неестественное изменение (сокращение) светового дня, когда днем значительно раньше начинается заход солнца; повышенное потребление электроэнергии и, как следствие, увеличение расходов граждан и организаций на её оплату; ограничение возможности организации прогулок детей на улице (особенно в зимний период); ухудшение состояния здоровья, снижение трудовой активности, угнетение психологической сферы; ограничение времени осуществления авиаперелетов на внутренних авиалиниях и другие аргументы.
Практика реализации Федерального закона N 248-ФЗ показала, что отнесение Магаданской области к 9-й часовой зоне привело к уменьшению светлого времени суток на территории региона в течение года и не соответствует естественным биологическим ритмам человека. Значительная часть светлого времени суток в Магаданской области приходится на период сна граждан, в то время как в период бодрствования в Магаданской области начинает рано темнеть (в зимний период года темнеть начинает уже после 14 часов).
Недостаток солнечного света в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, к которым отнесена вся территория Магаданской области, негативно сказывается на самочувствии и здоровье граждан, особенно граждан пожилого возраста и детей.
Медицинскими исследованиями установлено, что интервал между датчиком времени и ритмами организма человека, составляющий два часа и более, может вызвать отклонения в функционировании организма. Сдвиг сна на непривычные часы суток вызывает внутренний десинхроноз. Это связано со срывом существующей в нормальных условиях синхронности в биоритмической системе организма и заключается в нарушении естественных взаимоотношений суточных биоритмов разных органов и систем человека.
В период действия нового исчисления времени в Магаданской области появился ряд неблагоприятных тенденций состояния здоровья населения. Десинхроноз - важнейший фактор возникновения и развития цереброваскулярных заболеваний, высокого риска развития жизнеугрожающих состояний и внезапной смерти. Несмотря на проведение огромной работы в рамках Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, за прошедший период 2015 года в Магаданской области отмечается рост случаев острых нарушений мозгового кровообращения на 17,2%, рост смертности от острого коронарного синдрома на 25,3%, при этом 66,4% умерли скоропостижно вне стационара, не успев обратиться за медицинской помощью.
Десинхроноз может проявляться снижением работоспособности, снижением концентрации и внимания, заторможенностью реакции, что провоцирует рост несчастных случаев. Число погибших от несчастных случаев в 2015 году в области выросло на 18,6%, в том числе при транспортных несчастных случаях погибло в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Немаловажное значение имеет и экономический фактор. В связи с ранним наступлением темного времени суток увеличивается потребление жителями и предприятиями региона электроэнергии, что, безусловно, ведет к увеличению их расходов.
Установленная на территории Магаданской области система исчисления времени негативно сказалась и на организации транспортного сообщения, поскольку обуславливает более раннее наступление и окончание светлого времени суток. С учетом местных особенностей (ограничение светлого времени в период ноябрь-февраль, отсутствие в ряде аэропортов светосигнального оборудования) использование авиации на внутриобластных авиалиниях ограничено. При задержках рейсов, в том числе по метеорологическим условиям, возникают ситуации, когда требуется согласование на продление регламента работы аэропортов или перенос выполнения рейса на следующий день, что влечет за собой рост затрат перевозчиков и создает неудобства пассажирам.
Проведенные Правительством Магаданской области социологические исследования и опросы населения, а также прошедшие депутатские слушания по вопросу "О порядке исчисления времени на территории Магаданской области" показали, что большинство жителей Магаданской области против принятой системы исчисления времени и поддерживают инициативу о необходимости изменения действующей в регионе системы исчисления времени посредством перевода времени на один час вперед (московское время плюс 8 часов).
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени" предусматривает отнесение Магаданской области к 10-й часовой зоне (МСК+8, московское время плюс 8 часов, UTC+11), что позволит увеличить количество светлого времени суток в течение года и, как следствие, обеспечит: эффективность внутреннего авиасообщения, а также авиасообщения с центральными районами страны; улучшение функционирования средств связи, расширение возможности населения в получении информации федеральных телеканалов; снижение негативных факторов, влияющих на здоровье населения, особенно детей и людей пожилого возраста; увеличение количества часов светового дня, приходящегося на активную деятельность человека, что позволит жителям региона заниматься дополнительными видами деятельности, спортом, творчеством, активно отдыхать; улучшение условия труда, в том числе по показателям "освещенность" и "напряженность трудового процесса"; снижение населением и предприятиями потребления электроэнергии и уменьшение затрат на оплату соответствующих услуг.
Председатель |
С.В. Абрамов |
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени" не повлечет дополнительных расходов из бюджетов всех уровней.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени" не потребует признания утратившими силу, приостановления, отмены, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.