Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 951136-6 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" разработан во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г.
Улучшение демографической ситуации, преодоление негативных тенденций и обеспечение роста численности населения остается в числе основных приоритетов государственной политики. Одним из условий достижения поставленных целей является повышение рождаемости до уровня, необходимого для воспроизводства населения. Достижение такого уровня возможно только за счет увеличения вторых и последующих рождений.
Дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми при рождении второго ребенка или последующих детей в виде материнского (семейного) капитала, установленные Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", направлены на решение указанной задачи.
Анализ демографической ситуации за последние 8 лет показывает, что рождаемость в этот период существенно выросла. Число родившихся повысилось на 31,2% - с 1480 тыс. человек в 2006 году до 1942,7 тыс. человек в 2014 году. Суммарный коэффициент рождаемости увеличился на 34% - с 1,31 в 2006 году до 1,75 в 2014 году. При этом доля вторых и последующих рождений в общем их числе возросла с 41,2% в 2007 году до 55,8% в 2014 году.
Опросы населения о репродуктивных планах показывают, что материнский (семейный) капитал оценивается как наиболее значимая и востребованная мера демографической политики.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2015 г., за период 2007 - 2015 годов государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал получили более 6,5 млн. семей, в которых родилось 90% от численности рожденных после 1 января 2007 г. вторых, третьих и последующих детей, свыше 4,79 млн. семей (54,5%) уже обратились за использованием данных средств.
С 2010 года сокращается численность женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет), на долю которых приходится примерно 60% всех рождений, в 2010 - 2014 годах сокращение составило около 1,5 млн. человек. Численность этой категории женщин будет снижаться до 2023 года (всего на 3,2 млн. человек). Наибольшие объемы снижения (ежегодно по 500 - 600 тыс. человек) будут приходиться на 2016 - 2019 годы, за этот период сокращение составит 2,2 млн. женщин.
В настоящее время рост суммарного коэффициента рождаемости перестает компенсировать сокращение численности женщин репродуктивного возраста. За январь - июнь 2015 г. родилось 926,8 тыс. детей, что на 5,7 тыс. (0,6%) меньше, чем за соответствующий период 2014 года. В дальнейшем прогнозируется сокращение абсолютного числа родившихся, что приведет к возобновлению естественной убыли населения.
В целях сохранения позитивных демографических тенденций предлагается продлить срок действия программы материнского (семейного) капитала до 2018 года включительно, сохранив действующие направления использования соответствующих средств, которые определены с учетом степени важности получения семьями, имеющими детей, помощи от государства.
По предварительной оценке, в случае принятия законопроекта в 2017 году государственный сертификат на материнский (семейный) капитал смогут получить 829,86 тыс. семей, в 2018 году - 810,14 тыс. семей. Это повлечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства в размере, с учетом установленного размера материнского (семейного) капитала, 807,4 млрд. рублей: 398,5 млрд. рублей в 2017 году и 408,9 млрд. рублей в 2018 году.
В связи с тем, что число лиц, не распорядившихся или распорядившихся частично средствами материнского (семейного) капитала, составляет 3,1 млн. человек, общий размер соответствующих отложенных обязательств государства на 1 января 2016 г. составит 1,4 трлн. рублей. С учетом предыдущих периодов и прогноза количества получателей средств материнского (семейного) капитала общий размер указанных обязательств на 1 января 2017 г. может составить 1,5 трлн. рублей, на 1 января 2018 г. - 1,7 трлн. рублей, на 1 января 2019 г. - 1,8 трлн. рублей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", предусматривающего продление действия программы материнского (семейного) капитала до конца 2018 года, не потребует дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета, запланированных на реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в 2016 году (304,3 млрд. рублей).
Вместе с тем потребуются дополнительные финансовые расходы из средств федерального бюджета в 2017 и 2018 годах.
По предварительным данным Минэкономразвития России, уровень инфляции в 2017 и 2018 годах составит 6 и 5,1% соответственно.
Размер материнского (семейного) капитала в 2016 году составит 453 026 рублей и с учетом указанных данных может составить в 2017 году 480 207 рублей, в 2018 году - 504 698 рублей.
По расчетам Минтруда России, средняя величина выплаты материнского (семейного) капитала в год в расчете на одного получателя составляет 90% от размера материнского (семейного) капитала на текущий финансовый год.
Среднее число обращений за распоряжением средствами материнского (семейного) капитала в год - 750 тыс. человек.
По предварительной оценке, расходы федерального бюджета с учетом предлагаемых решений по продлению действия программы материнского (семейного) капитала после 2016 года могут составить в 2017 году 324,2 млрд. рублей, в 2018 году - 340,6 млрд. рублей.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.