Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 953192-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"
Досье на проект федерального закона
С 1 января 2015 года вступили в действие правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, а также другие изменения в законодательство о налогах и сборах, регулирующие правила международного налогообложения, в частности, в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) введены понятия фактического получателя дохода, структуры без образования юридического лица, налогового резидента - российского юридического лица.
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" (далее - проект федерального закона) предусматривает внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах в части правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.
Проект федерального закона подготовлен с учетом анализа практики применения в 2015 году положений, связанных с налогообложением контролируемых иностранных компаний, позволяет снять выявленные на практике неясности и коллизии принятых норм, а также минимизировать налоговые препятствия для тех форм предпринимательской и непредпринимательской деятельности, целью которых не является уклонение от российских налогов.
Основные предложения по внесению изменений в законодательство о налогах и сборах в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний следующие:
1. Уточнение порядка расчета прибыли контролируемой иностранной компании в целях Кодекса.
В настоящее время Кодекс предусматривает подтверждение облагаемой налогом прибыли по данным финансовой отчетности, составленной по международным стандартам финансовой отчетности и подтвержденной аудиторским заключением, не только в случаях, когда в отношении такой отчетности предусмотрен обязательный аудит, но при условии проведения добровольного аудита. С целью исключения некорректного толкования возможности использования финансовой отчетности, подкрепленной добровольным аудитом, для определения величины прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании предлагаются корреспондирующие изменения в статью 309.1 Кодекса, а также предоставить налогоплательщикам возможность для целей определения прибыли контролируемой иностранной компании добровольно выбрать правила, предусмотренные главой 25 Кодекса.
2. Недопущение повторного налогообложения дивидендов, полученных из прибыли контролируемой иностранной компании, которая уже подлежала налогообложению в рамках режима о контролируемых иностранных компаниях.
В настоящее время нормы Кодекса позволяют повторно обложить налогом дивиденды, выплачиваемые из прибыли контролируемой иностранной компании в том случае, когда с этой прибыли уже был уплачен налог.
3. Увеличение возможного срока ликвидации контролируемой иностранной компании, если решение о ликвидации принято до 1 января 2017 года.
В настоящее время нормы Кодекса предусматривают ряд льгот для контролирующих лиц, получающих имущество от контролируемой иностранной компании, но только при условии ликвидации контролируемой иностранной компании до 1 января 2017 года. При этом не учитываются объективные причины, увеличивающие срок ликвидации (соблюдение прав акционеров, проверки, судебные разбирательства и прочие обстоятельства).
Предлагается предоставить льготы для контролирующих лиц до окончания срока действия подобных обстоятельств при условии принятия решения о ликвидации контролируемой иностранной компании до 1 января 2017 года, а также увеличить срок ликвидации до 1 января 2018 года. Кроме того, предлагается исключить необходимость подтверждения стоимости имущества, получаемого при ликвидации, в виде его фактической оплаты, с целью исключения необоснованного прироста стоимости ("capital gain") и исключения принятия имущества к учету по завышенной стоимости.
Кроме того, предлагается предоставить освобождение от налогообложения не только контролирующим лицам ликвидируемых иностранных компаний, но и иным акционерам, участникам, пайщикам, учредителям, не признаваемым контролируемыми лицами, при условии соблюдения требований к процедуре ликвидации.
4. Уточнение процедуры признания налогоплательщика контролирующим лицом в ситуациях, когда налогоплательщик владеет долей более 10% и при этом доля всех налоговых резидентов Российской Федерации в иностранной организации превышает 50%, если налогоплательщик самостоятельно не направил уведомление о контролируемой иностранной компании.
5. Уточнение порядка определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации.
Предлагается корректный порядок расчета доли участия при косвенном участии в организации. Согласно буквальному толкованию статьи 105.2 Кодекса доля косвенного участия может составлять более 100%, что невозможно на практике. Кроме того, предлагается корректный порядок расчета доли косвенного участия, которое осуществляется через иностранную структуру без образования юридического лица (траст и т.д.), через негосударственный пенсионный фонд, инвестиционный фонд.
6. Уточнение порядка применения договоров об избежании двойного налогообложения. Расширяется и уточняется определение лица, имеющего фактическое право на доходы. Предлагается распространить положения статьи не только на иностранные организации, но и на иностранные структуры без образования юридического лица (трасты и т.д.).
7. Уточнение обязанностей налогоплательщиков.
В текущей редакции уведомление о контроле над иностранной структурой подается фактически дважды: при подаче уведомления об учреждении такой структуры и еще раз в рамках режима контролируемой иностранной компании. Предлагается устранить данное дублирование и представлять отдельно уведомление об учреждении структуры и уведомление о структуре как о контролируемой иностранной компании. При этом учредитель безотзывного траста обязан уведомить налоговые органы о таком трасте, а также сообщить, что такой траст - безотзывной.
Распространение обязанности уведомления об участии в иностранной организации (учреждении структуры) на доверительных управляющих, которые вносят имущество, которым они управляют, в уставный капитал иностранной организации (в учрежденную структуру).
Уточнение перечня информации, подлежащей раскрытию в уведомлениях об участии в иностранной организации и о контролируемых иностранных компаниях (раскрытие цепочки участия).
8. Уточнение признания лиц контролирующими лицами. Устанавливается, что не признается контролирующим лицо, которое участвует в контролируемой иностранной компании через участие в российских публичных компаниях. В силу прозрачности отчетности и деятельности публичных компаний полное раскрытие информации, а также полная уплата налога на прибыль контролируемой иностранной компании будет происходить уже на уровне публичной компании и дальнейшее признание контролирующими лицами вышестоящих лиц не является целесообразным.
Устанавливается, что признание резидентом Российской Федерации управляющего лица иностранного инвестиционного фонда само по себе не является основанием для признания такого иностранного инвестиционного фонда контролируемой иностранной компанией, для которого контролирующим лицом является такое управляющее лицо - резидент Российской Федерации.
Уточнение условий применения исключений для контролируемой иностранной компании, которые участвуют в добыче полезных ископаемых на основании соглашения о разделе продукции (возможность освобождения от налогообложения при заключении такого соглашения не только с иностранным государством, но и, в том числе, с Российской Федерацией).
9. Уточнение порядка расчета доли доходов для целей определения активной деятельности.
Предполагается, что при расчете указанной доли не будут учитываться курсовые разницы, возникающие от проводимой переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в валюте, отличной от официальной валюты государства (территории) постоянного местонахождения иностранной организации, а также переоценка отдельных обязательств.
10. Уточнение порядка учета прибыли контролируемой иностранной компании для целей налогообложения.
Уточняется момент определения доли прибыли контролирующего лица в прибыли контролируемой иностранной компании (в случае принятия решения о распределении дивидендов и если такое решение не принято).
Предлагается уточнить, что не учитываются при определении прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании доходы (расходы) не только от переоценки ценных бумаг и производных финансовых инструментов, но и доходы (расходы) от переоценки долей в уставном (складочном) капитале, паев в фондах, а также доходов (расходов) в виде сумм прибыли дочерних компаний контролируемой иностранной компании, признанных в отчетности контролируемой иностранной компании в силу требований законодательства или учетной политики такой компании (то есть исключаются так называемые "бумажные" прибыли и убытки, потенциально искажающие финансовый результат контролируемой иностранной компании).
Предлагается уточнить, что из числа пассивных исключаются доходы от сдачи в аренду подземных хранилищ газа и трубопроводов для транспортировки углеводородов.
Предлагается прямо установить, что все остальные доходы, которые не признаются пассивными, являются активными.
11. Уточнение порядка определения даты фактического получения налогоплательщиком дохода в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании в случае, если у контролируемой иностранной компании отсутствует обязанность составлять финансовую отчетность.
12. Уточнение порядка применения ставки 0% по доходам в виде дивидендов, полученным иностранными организациями, самостоятельно признавшими себя налоговыми резидентами Российской Федерации: применение такой ставки возможно при наличии в обособленном подразделении на территории Российской Федерации документов, служащих основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов.
13. Уточнение правил освобождения от налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, являющихся эмитентом обращающихся облигаций, в связи с размещением которых возникли долговые обязательства как российских, так и иностранных организаций перед этими иностранными компаниями.
14. Уточнение требований к подтверждению того, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у Российской Федерации имеется международный договор по вопросам налогообложения.
15. Уточнение правил налогообложения доходов контролирующих и иных лиц по отношению к иностранным структурам без образования юридического лица в связи с передачей прав бенефециара между близкими родственниками.
16. Внесение отдельных изменений, которые устраняют неточности, выявленные в ходе первых месяцев действия новых правил налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании, и призваны нейтрализовать некоторые имеющиеся возможности для избежания российских правил налогообложения:
уточнение процедуры самостоятельного признания резидентства и взаимосвязанных с таким признанием норм;
уточнение технических противоречий статьи 232 Кодекса в части устранения двойного налогообложения с положениями статьи 309.1 Кодекса;
уточнение отдельных положений, касающихся применения положений международных договоров об избежании двойного налогообложения в отношении лиц, имеющих фактическое право на доход, полученный в виде дивидендов от российской организации (статья 312 Кодекса);
уточнение положений статей 23 и 386 Кодекса о том, что обязанность по представлению иностранной организацией сведении о своих участниках возникает, если она владеет именно недвижимым имуществом на праве собственности;
уточнение переходных положения в части пороговых значений прибыли контролируемой иностранной компании: прибыль контролируемой иностранной компании должна составлять более указанной пороговой суммы. В текущей редакции слово "более" отсутствует, что может быть истолковано таким образом, что сумма прибыли контролируемой иностранной компании должна быть равна пороговому значению.
Внесение изменений в действующее законодательство не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Положения проекта федерального закона не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации, а также не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.