Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 950775-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности, увеличения срока давности и учреждения административного расследования по правонарушениям, предусмотренным статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности, увеличения срока давности и учреждения административного расследования по правонарушениям, предусмотренным статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на усовершенствование правоприменения статьи 7.5 КоАП РФ, в частности усиления санкции и учреждения института административного расследования по вышеуказанной норме Кодекса. Кроме того, законопроект имеет своей целью увеличение срока давности привлечения нарушителей статьи 7.5 КоАП РФ с 2 месяцев до 1 года.
Согласно статье 7.5 КоАП РФ, самовольная добыча янтаря, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном и (или) переработанном виде - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.
Объектом правонарушения по данному составу является государственная собственность на недра в границах территории Российской Федерации. Предметом правонарушения является янтарь, под которым понимается природная ископаемая смола хвойных деревьев различных оттенков от светло-желтого до темно-желтого цвета. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях по самовольной добыче янтаря и сбыту незаконно добытого янтаря. Самовольной признается добыча янтаря, если она осуществлялась без надлежащего разрешения (лицензии) либо в определенных местах - из месторождений, на которых сбор янтаря запрещен, или из мест его промышленной разработки. Субъектами административного правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица добывающих, перерабатывающих или сбытовых предприятий и организаций, юридические лица.
В соответствии с нормами КоАП РФ, в частности статей 23.1 и 28.3, протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений; дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи. Важно отметить, что сбор янтаря на побережье и в других местах не влечет административной ответственности.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.01.1999 N 8 "Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням", основными критериями отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням являются: масса - свыше 1000 граммов; форма - разнообразная, фантазийная, связанная с условиями внутриствольного образования янтаря; целостность - относительно монолитные по своей структуре (не менее 80 процентов), не содержащие сквозных раковин, визуальных трещин, угрожающих целостности образца; включения - прозрачные образцы с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны размерами более 10 мм; цвет - разнообразная цветовая гамма, присущая янтарю.
Основное промышленное месторождение янтаря находится в Калининградской области, где сосредоточено более 90% разведанных мировых запасов янтаря-сукцинита. Янтарная отрасль - это существенная составляющая экономики региона, которая должна приносить реальные доходы. Ежегодный объем добычи янтаря составляет 180-200 тонн. Только за первые три месяца 2015 года сотрудниками УВД России по Калининградской области провели порядка шестидесяти рейдов и задержали 350 нарушителей.
Имеющиеся санкции за самовольную добычу янтаря не оказывают на нарушителей должного профилактического воздействия - их не пугают ни штраф, ни конфискация оборудования. При этом, каждый день сотрудники УМВД России по Калининградской области проводят рейды и задерживают черных копателей янтаря. Оставаясь на свободе, они вновь возвращаются на места незаконного промысла. Это уже стало системой. Только за 2014 год сотрудники полиции составили 1229 административных протоколов. Из незаконного оборота изъят 131 кг янтаря, а с начала нынешнего года - уже 91 кг. На 1 мая 2015 года сотрудниками полиции было составлено 1032 протокола за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.5 КоАП РФ.
Объем незаконно добываемого и перемещаемого путем сокрытия от таможенного контроля через границу в Литву, Польшу и страны ЕС янтаря-сырца сопоставим с объемами официальной добычи. При этом цена янтаря на "черном" рынке в Калининградской области в зависимости от его фракции, веса и степени обработки достигает крупных размеров. К примеру, цельный кусок необработанного янтаря весом около 800 г оценивается приблизительно в 200 тыс. рублей. Фактически, осуществляя самовольную добычу, правонарушители применяют мотопомпы, электрогенераторы и экскаваторы. Таким образом, следует отметить, что рецидивисты, осуществляя незаконную добычу янтаря превратили его в нелегальный бизнес с огромными доходами и не осуществляют обязательства по уплате налогов.
Огромные, объемы незаконно добытого янтаря-сырца, систематическое нарушение административного законодательства и рецидив со стороны правонарушителей требует принятия ужесточающих мер, целью которых должно стать увеличение санкции по статье 7.5, введение наказания за повторность совершения деяния, предусмотренного статьей 7.5 Кодекса.
Также необходимо ввести в качестве одного из видов наказания обязательные работы. Кроме того, по мнению правоприменителей, в целях борьбы с незаконной добычей янтаря, осуществления превентивных мер, необходимо учредить административное расследование данного состава административного правонарушения и увеличить срок давности с 2 месяцев до 1 года. Данный весьма сжатый срок препятствует установлению всех обстоятельств дела.
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий.
Вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 КоАП РФ. Административное расследование вправе проводить должностные лица, перечисленные в части 4 статьи 28.7 КоАП РФ. При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ.
Одной из существенных проблем правоохранительных органов по пресечению и раскрытию правонарушений предусмотренных статьей 7.5 является отсутствие в КоАП РФ норм позволяющих сотрудникам внутренних дел, осуществлять административное расследование по данной категории правонарушений.
Кроме того, в настоящее время существует проблема привлечения по ст. 7.5 только в ограниченных сроках 2 месяца, Что тормозит и не создает благоприятных условий для своевременного и полноценного контроля и выявления нарушений закона. Данный весьма сжатый срок препятствует установлению всех обстоятельств дела.
Ввиду вышеизложенного, в законопроекте предлагается внести изменения в статьи 3.5, 4.5, 7.5 и 28.7 КоАП РФ. В соответствии с предлагаемыми изменениями в статье 7.5 в разы увеличиваются штрафы за самовольную добычу янтаря; для граждан на действующий момент времени штраф составляет от 3 000 до 5 000 рублей, предлагается его увеличить от 15 000 до 50 000 рублей, для должностных лиц на действующий момент времени штраф составляет от 30 000 до 50 000 рублей, предлагается его увеличить от 50 000 до 100 000 рублей. Также предлагается ввести наказуемость повторности деяния по данному составу административного правонарушения и установить наказание: в виде штрафа для граждан в размере от 50 000 до 200 000 рублей или обязательные работы на срок до 100 часов; в виде штрафа для должностных лиц в размере от 100 000 до 300 000 рублей; в виде штрафа для юридических лиц в размере от 900 000 до 1 000 000 рублей. Также вносятся изменения в часть 1 статьи 3.5, устанавливающие правовые основы для установления штрафов по статье 7.5 выше общего предела допустимости административного наказания в виде штрафа.
В законопроекте предлагается внести изменения в статьи 4.5 и 28.7, дополнив соответствующими положениями, в соответствии с которыми в случаях, когда после выявления административного правонарушения законодательства Российской Федерации в области охраны собственности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.5 настоящего Кодекса) проводится административное расследование, а также создается правовая основа для увеличения срока давности привлечения нарушителей норм статьи 7.5 КоАП РФ до одного года.
Данные законодательные изменения необходимы именно для Калининградской области, где сосредоточено основное промышленное месторождение янтаря. Требования по изменению федерального законодательства в данной части подтверждены правоприменительной практикой, а также позицией УМВД России по Калининградской области, осуществляющего борьбу с незаконной добычей янтаря на территории региона, а также и Правительства Калининградской области.
Принятие законодательных изменений в КоАП РФ создаст механизмы контролирующим органом пресекать правонарушения, а также уменьшит неблагоприятное воздействие на окружающую среду.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности, увеличения срока давности и учреждения административного расследования по правонарушениям, предусмотренным статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности, увеличения срока давности и учреждения административного расследования по правонарушениям, предусмотренным статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительного финансирования из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности, увеличения срока давности и учреждения административного расследования по правонарушениям, предусмотренным статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности, увеличения срока давности и учреждения административного расследования по правонарушениям, предусмотренным статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.