Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 849597-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации",
внесенный Правительством РФ
(второе чтение, повторно)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона (далее - проект), сообщаем следующее.
В соответствии с подпунктами "в", "г" пункта 2 статьи 1 проекта в статью 2 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ) в разъяснение понятий "микрозаем" и "договор микрозайма" включается редакция "предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу, установленный настоящим Федеральным законом". В этой связи обращаем внимание, что проект не содержит отдельных положений, устанавливающих такой предельный размер.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду "подпунктами "в", "г" пункта 2 статьи 3 проекта"
На основании подпункта 2 статьи 1 проекта вводятся новые понятия "микрофинансовая компания" и "микрокредитная компания", а также даются соответствующие разъяснения указанных понятий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 2 статьи 3"
Вместе с тем, такие разъяснения не соотносятся с проектируемым положением пункта 2 части 1 статьи 2 Федерального закона N 151-ФЗ, определяющим названные компании не как отдельные виды микрофинансовой организации, а как виды ее деятельности.
Кроме того, далее в тексте проекта установлено правовое регулирование осуществления деятельности, например микрофинансовой компании при сохранении действующих норм Федерального закона N 151-ФЗ, регулирующих деятельность микрофинансовых организаций. В этой связи, а также учитывая, что указанная компания является видом микрофинансовой организации, одновременная реализация таких положений приведет к неоднозначному их толкованию и невозможности определения событий, при наступлении которых применяется та или иная норма. Замечание аналогичного характера может быть отнесено также к проектируемым положениям в отношении микрокредитной компании.
Проектируемая редакция изменений части 3 статьи 3 Федерального закона N 151-ФЗ, предусматривающая исключение слов "жилищные накопительные кооперативы", нуждается в уточнении, учитывая установленный указанной частью открытый перечень юридических лиц, которые осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких лиц. При этом названные кооперативы могут относиться "к другим юридическим лицам". В том случае, если существует необходимость исключения из части 3 статьи 3 Федерального закона N 151-ФЗ жилищных накопительных кооперативов, представляется возможным включить в рассматриваемые проектируемые изменения указанной части положение о таком исключении.
В отношении нового пункта 4 части 4 статьи 5 Федерального закона N 151-ФЗ следует иметь в виду, что в Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 54) (далее - ГК РФ) понятия "место нахождения юридического лица" и "адрес юридического лица" имеют различное значение. При этом не используется понятие "адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица" (говорится исключительно об адресе юридического лица).
Обращаем внимание, что предусмотренное проектируемым пунктом 7 части 4 статьи 5 Федерального закона N 151-ФЗ требование, равно как и предусмотренные статьей 4.2 указанного закона требования к учредителям микрофинансовой организации, не касаются учредителей микрофинансовой организации, действующей в форме фонда или автономной некоммерческой организации (не имеющей уставного капитала), что нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку указанные требования к учредителям представляются универсальными.
В проектируемой части 5 статьи 5 Федерального закона N 151-ФЗ определено положение, согласно которому для получения статуса микрофинансовой компании юридическое лицо наряду с документами и сведениями, установленными указанной статьей, представляет документы и информацию по форме и в порядке, установленном нормативным актом Банка России, подтверждающие наличие собственных средств (капитала), и источники происхождения средств, внесенных учредителями. В этой связи обращаем внимание, что рассматриваемая норма имеет широкое толкование и предоставляет Банку России неограниченные возможности определения таких документов и информации. Замечание аналогичного характера может быть отнесено также к новой части 1.2 статьи 7 Федерального закона N 151-ФЗ в отношении определения Банком России порядка и критериев существенности недостоверных отчетных данных.
В соответствии со своим наименованием в статье 5 Федерального закона N 151-ФЗ должны быть определены нормы, регулирующие приобретение статуса микрофинансовой организации. В то же время, частью 5 названной статьи установлены положения о получении юридическим лицом статуса микрофинансовой компании. Указанная норма не соотносится с новой частью 15 статьи 5 Федерального закона N 151-ФЗ, согласно которой слова "микрофинансовая компания" и "микрокредитная компания" в своем наименовании может использовать юридическое лицо, создаваемое, в том числе для приобретения статуса микрофинансовой организации. С учетом этого требует уточнения, статус какого юридического лица имеется в виду, а также определение возможности получения статуса именно микрофинансовой компании.
Положение проектируемой части 10 статьи 5 Федерального закона N 151-ФЗ, содержащее указание о том, куда должны направляться доходы, полученные некоммерческой организацией от микрофинансовой деятельности, следует соотнести с положением пункта 4 статьи 50 ГК РФ, согласно которому некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В этой связи полагаем, что использование доходов некоммерческой организации от микрофинансовой деятельности должно определяться достижением целей деятельности некоммерческой организации, предусмотренных в ее учредительных документах.
Согласно новой части 1.6 статьи 7 Федерального закона N 151-ФЗ, при наличии у микрофинансовой компании обязательств по договорам займа перед физическими лицами, не являющимися ее учредителями (участниками, акционерами) на момент исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций, она должна быть ликвидирована в принудительном порядке. Данное положение требует согласования с новой редакцией части 5 данной статьи, в соответствии с которой в случае исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по основаниям, указанным в частях 1.1, 1.3-1.4 рассматриваемой статьи, все ранее заключенные таким юридическим лицом договоры микрозайма сохраняют силу. Кроме того, учитывая, что микрофинансовая деятельность может не являться основной деятельностью юридического лица, исключенного из государственного реестра микрофинансовых организаций (см., например, новую редакцию пункта 3 статьи 9), неясным является, почему в данном случае нельзя ограничиться предоставлением физическим лицам, перед которыми микрофинансовая компания имеет обязательства по договорам займа, права требовать досрочного возврата займа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта 3 статьи 9" следует читать "пункта 3 части 1 статьи 9"
В положениях новых пунктов 4, 5 и 6 части 1 статьи 12 Федерального закона N 151-ФЗ следует уточнить, что понимается под комиссионным вознаграждением в договорах займа и договорах микрозайма (см. статью 991 ГК РФ).
В проектируемом пункте 10 части 1 статьи 12 Федерального закона N 151-ФЗ регулируются вопросы использования микрофинансовой организацией фирменного наименования. В этой связи отмечаем, что регулирование данных вопросов не относится к предмету регулирования Федерального закона N 151-ФЗ. Кроме того, предлагаемые положения вступают в противоречие с положениями части четвертой ГК РФ, регулирующими порядок использования фирменного наименования (см. статью 1474 Кодекса).
В соответствии с проектируемым пунктом 1.5-3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) определено положение, согласно которому Банком России по согласованию с уполномоченным органом устанавливаются требования к кредитным организациям, которым может быть поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации. В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с действующими нормами статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ определены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. При этом установлена обязанность указанных организаций до приема на обслуживание идентифицировать клиента, за исключением случаев, установленных названной статьей. В то же время не определены какие-либо особенности указанных организаций.
С учетом этого положения требует уточнения, какие требования к кредитным организациям, осуществляющим идентификацию, а также к организациям, которые могут поручать кредитным организациям проведение идентификации, могут быть установлены Банком России. Кроме того, указанная проектируемая норма, по нашему мнению, имеет расширительное толкование, а также неоднозначный и двусмысленный характер.
Нуждается в уточнении положение части 2 статьи 4 проекта о признании микрофинансовых организаций микрокредитными компаниями вне зависимости от отсутствия в их наименовании слов "микрофинансовая компания" с учетом проектируемых положений части 16 статьи 5 Федерального закона N 151-ФЗ, согласно которым наименование микрокредитной компании должно содержать словосочетание "микрокредитная компания".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "часть 3 статьи 5 проекта"
Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 5 статьи 123.24 ГК РФ "автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них". В связи с этим следует иметь в виду, что, исходя из буквального содержания указанного положения, самостоятельно осуществлять микрофинансовую деятельность автономная некоммерческая организация может только в случае, если эта деятельность не направлена на получение прибыли.
Из предлагаемой редакции пункта 2 статьи 189.5 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) неясно, подлежат ли удовлетворению в составе требований кредиторов первой очереди "расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям", о которых говорится в абзаце втором пункта 4 статьи 134 Федерального закона N 127-ФЗ. Замечание аналогичного характера может быть отнесено также к положению нового пункта 2 статьи 189.6-1 Федерального закона N 127-ФЗ.
Замечания юридико-технического и лингвистического характера переданы в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.