Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 448577-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектируемая статья 54 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) нуждается в уточнении, поскольку отсутствует взаимосвязь положений ее частей 1 и 2 (в части 1 следует указать, что "защита лесов представляет собой комплекс мероприятий ...", а в части 2 - "защита лесов осуществляется посредством проведения указанных в ней мероприятий). Кроме того, нуждаются в соотнесении указанная часть 2 (в части мероприятий по обеспечению санитарной безопасности в лесах) и наименование проектируемой статьи 55 Лесного кодекса.
В целях однозначного толкования положений проектируемого пункта 1 части 1 статьи 55 Лесного кодекса следует определить содержание понятия "лесозащитное районирование" с использованием терминологии законодательства (не ясно, как определять степень лесопатологической угрозы, без четких законодательных критериев полномочие по установлению порядка лесозащитного районирования (проектируемые часть 5 статьи 55 и пункт 17 статьи 81 Лесного кодекса) будет неопределенным по содержанию).
Нуждаются в соотнесении проектируемые положения пункта 2 части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 Лесного кодекса в части целей осуществления государственного лесопатологического мониторинга (см. также проектируемую часть 2 статьи 56.1 Лесного кодекса). Кроме того, проектируемая норма части 1 статьи 56 Лесного кодекса нуждается в уточнении в части используемой в ней терминологии с учетом терминологии Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в части одновременного осуществления анализа информации о лесопатологическом состоянии лесов и прогнозирования развития такого состояния лесов (результатом анализа является прогноз) и их отнесения к содержанию государственного лесопатологического мониторинга с учетом целей осуществления последнего (проектируемая часть 1 статьи 55 Лесного кодекса).
Проектируемый пункт 3 части 1 статьи 55 Лесного кодекса нуждается в редакционном уточнении с учетом проектируемых положений части 1 статьи 54 Лесного кодекса о защите лесов, а также положений части 5 этой статьи (мероприятия должны осуществляться в соответствии с правилами).
Проектируемый пункт 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса нуждается в уточнении с учетом проектируемых положений части 5 этой статьи и пункта 17 статьи 81 Лесного кодекса о правилах санитарной безопасности.
В целях согласования правовых норм при проектировании положений пункта 2 части 2 статьи 55 Лесного кодекса следует учесть установленный Лесным кодексом запрет на использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов (см. статьи 103 - 107 Лесного кодекса).
В целях однозначного толкования и непротиворечивого применения правовых норм и с учетом положений проектируемой части 3 статьи 55 Лесного кодекса нуждается в уточнении ее проектируемый пункт 3 части 2 в части открытого перечня санитарно-оздоровительных мероприятий. Кроме того, в отношении наименования этих мероприятий следует учесть, что они составляют содержание самостоятельного вида мероприятий по защите лесов - лесозащитных мероприятий (не осуществляются в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах - см., проектируемые часть 2 статьи 54 и часть 1 статьи 55 Лесного кодекса). Обращаем также внимание на статью 16.1 Лесного кодекса о лесосечных работах (осуществляются в том числе в целях выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов).
При проектировании части 3 статьи 55 Лесного кодекса следует учесть иные положения Лесного кодекса в части осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов лицами, использующими леса (см., например, статью 19 Лесного кодекса).
Положения проектируемой части 4 статьи 55 Лесного кодекса нуждаются в согласовании с положениями статей 86 и 87 Лесного кодекса, в части внесения изменений в лесной план субъекта Российской Федерации и лесохозяйственный регламент. Кроме того, следует учесть положения статьи 23 Лесного кодекса (в части слов проектируемой нормы "лесничества (лесопарка)".
Проектируемая часть 5 статьи 55 Лесного кодекса нуждается в уточнении с учетом положений части 1 этой статьи (лесозащитное районирование осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности) и пункта 17 статьи 81 Лесного кодекса (в части установления в том числе правил организации лесозащитных мероприятий). Кроме того, учитывая общий характер части 5 статьи 55 Лесного кодекса в ней должно содержаться указание на утверждение иных предусмотренных Лесным кодексом порядков по охране и защите лесов (например, см., часть 2 статьи 56 и проектируемый пункт 19.1 статьи 81 Лесного кодекса).
Обращаем также внимание на то, что из статьи 55 Лесного кодекса исключено упоминание о соответствующих авиационных работах, при этом сохраняется статья 57 Лесного кодекса, предусматривающая осуществление авиационных работ по охране и защите лесов, юридическое значение которых в свете предлагаемых изменений становится неопределенным.
В целях ясности и определенности правовой нормы и разграничения институтов лесопатологического обследования и государственного лесопатологического мониторинга (проектируемые части 1 статьей 56 и 56.1 Лесного кодекса) полагаем необходимым определить содержание института лесопатологического обследования (а в статье 56 Лесного кодекса предусмотреть соответствующее упоминание о связи лесопатологического обследования с государственным лесопатологическим мониторингом). Кроме того, при проектировании части 1 статьи 56.1 Лесного кодекса следует учесть положения ее части 3, а также определить объем информации, подлежащей внесению в государственный лесной реестр.
В проектируемой части 4 статьи 56.1 Лесного кодекса следует определить цели направления акта лесопатологического обследования в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Положения проектируемой части 5 статьи 56.1 Лесного кодекса не относятся к предмету ее правового регулирования (см. проектируемую часть 2 статьи 55 Лесного кодекса). Вместе с тем, положения о локализации и ликвидации очагов вредных организмов, не отнесенных к карантинным объектам, на наш взгляд, требуют дополнительного регулирования (в том числе в части раскрытия положений проектируемой части 5 статьи 56.1 Лесного кодекса).
При проектировании части 5 статьи 89 Лесного кодекса следует учесть положения ее части 3 (в отдельных случаях государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.