Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 749044-6 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, М.М. Галимардановым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
В действующей редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предусмотрена ответственность за оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки (если такая маркировка обязательна) в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией.
Рассматриваемым законопроектом предлагается существенное увеличение штрафных санкций (для граждан и должностных лиц - в десять раз) за указанное правонарушение.
Поскольку предлагаемый авторами законопроекта размер административного штрафа для граждан имеет максимальные пределы, установленные Кодексом, отмечаем, что для этого требуется наличие достаточно веских обоснований, статистических данных, подтверждающих необходимость предлагаемых изменений. Однако в пояснительной записке законопроекту приводятся сведения в рамках отдельно взятого региона, что не позволяет дать объективную оценку ситуации по России в целом.
Кроме того, предлагаемые изменения в части увеличения административных штрафов приведут к дисбалансу размеров административных штрафов, установленных в других частях статьи 15.12 Кодекса.
Например, в части третьей указанной статьи максимальный размер штрафа для должностных лиц за производство алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации установлен до пятнадцати тысяч рублей; для юридических лиц - до ста пятидесяти тысяч рублей.
При этом следует отметить, что такой вид правонарушения как производство алкогольной продукции без маркировки обладает не меньшей степенью общественной опасности, чем непосредственно оборот алкогольной продукции.
Таким образом, полагаем, что вопрос о значительном увеличении размера административного штрафа нуждается в соотнесении с положениями Кодекса об ответственности за правонарушения, общественная опасность которых аналогична тем, за которые законопроектом предлагается установить ответственность.
Кроме того, статьей 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за продажу немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными акцизными марками, совершенные в крупном размере, в виде наложения штрафа в размере до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, предлагаемые авторами законодательной инициативы размеры административных штрафов (в частности, для юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей) фактически приравниваются к размеру штрафа, установленного Уголовным кодексом Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "26" ноября 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.