Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 45. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судом
§ 1. Подготовка к рассмотрению судом дела об административном правонарушении
Статья 45.1. Задачи подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении является обязательной по каждому делу об административном правонарушении и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении проводится судьей единолично после поступления в суд протокола об административном правонарушении и иных материалов дела в отсутствие участников производства по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, когда лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было доставлено судье на рассмотрение.
Статья 45.2. Вопросы, разрешаемые при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению судом
Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судом выясняет следующие вопросы:
1) относится ли к компетенции суда рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения судьей данного дела;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, а также была ли соблюдена процедура составления протокола об административном правонарушении;
4) имеются ли обстоятельства для прекращения производства по делу, предусмотренные статьей 42.20 настоящего Кодекса;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) о вызове лиц, указанных в статьях 39.2 - 39.11 настоящего Кодекса,
7) имеются ли ходатайства и отводы;
8) имеются ли самоотводы.
Статья 45.3. Срок проведения подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению
Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению проводится судьей в срок, который определяется с учетом обстоятельств, относящихся к конкретному делу об административном правонарушении, и процессуальных действий, которые надлежит совершить.
Статья 45.4. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения судьей дела об административном правонарушении
1. Судья, которому передано дело об административном правонарушении, не может рассматривать данное дело в случае, если:
1) участвовал в предыдущем рассмотрении данного дела об административном правонарушении в качестве судьи либо должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело;
2) участвовал в предыдущем рассмотрении данного дела об административном правонарушении в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, специалиста, переводчика или свидетеля;
3) является родственником или свойственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, уполномоченного представителя, адвоката, должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении;
4) лично, прямо или косвенно заинтересован в разрешении дела.
2. Судья не может участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении и подлежит отводу, если имеются иные, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности.
3. Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по находящемуся в его производстве делу об административном правонарушении, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.
4. Под родственниками в настоящей статье понимаются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.
5. Под свойственниками в настоящей статье понимаются иные, за исключением родственников, лица, состоящие в свойстве с судьей, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги судье в силу сложившихся личных отношений.
Статья 45.5. Самоотвод и отвод судьи
1. При наличии обстоятельств, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 45.4 настоящего Кодекса, судья обязан заявить самоотвод. Вопрос о самоотводе мирового судьи или судьи районного суда разрешается председателем районного суда или его заместителем. Вопрос о самоотводе судьи арбитражного суда разрешается председателем арбитражного суда, заместителем председателя арбитражного суда или председателем судебного состава.
2. При наличии обстоятельств, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 45.4 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, уполномоченный представитель, адвокат, прокурор, должностное лицо (представитель) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, вправе заявить отвод судье.
3. Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении заявление о самоотводе или об отводе допускается только в случае, если основание самоотвода или отвода стало известно судье, заявляющему самоотвод, либо лицу, заявляющему отвод судье, после начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу.
4. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или заявления об отводе судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, выносится мотивированное определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
5. Заявление об отводе разрешается судьей, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в совещательной комнате.
6. В случае отказа в удовлетворении заявления об отводе судьи подача повторного заявления об отводе тем же лицом и по тем же основаниям не допускается.
Статья 45.6. Отвод прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика, должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении
1. Прокурор, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик не могут участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении и подлежат отводу по основаниям, предусмотренным статьей 45.4 настоящего Кодекса.
2. Эксперт и специалист также не могут участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, если они находились либо находятся в служебной или иной зависимости от кого-либо из участников производства по делу об административном правонарушении, их представителей.
3. Участие прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика, должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, в предыдущем рассмотрении судом данного дела в качестве соответственно прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика, представителя органа, возбудившего дело, не является основанием для их отвода.
4. При наличии оснований, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи прокурор, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик, должностное лицо (представитель) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, указанными в статьях 39.2-39.4 настоящего Кодекса, или рассмотрен по инициативе суда.
5. Самоотвод или отвод прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика, должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении заявление о самоотводе или об отводе допускается только в случае, если основание самоотвода или отвода стало известно лицу, заявляющему самоотвод либо отвод, после начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу.
6. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или заявления об отводе прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика, должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, выносится мотивированное определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
7. Заявление об отводе прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика, должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, разрешается судьей, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в совещательной комнате.
8. В случае отказа в удовлетворении заявления об отводе прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика, должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, подача повторного заявления об отводе тем же лицом и по тем же основаниям не допускается.
Статья 45.7. Последствия удовлетворения заявления о самоотводе и отводе
1. В случае удовлетворения заявления о самоотводе или отводе судьи районного суда, судьи гарнизонного военного суда или судьи арбитражного суда дело об административном правонарушении рассматривается в том же суде иным судьей.
2. Если в результате удовлетворения заявления об отводе судьи районного суда, судьи гарнизонного военного суда или судьи арбитражного суда не возможно передать дело об административном правонарушении другому судье в том же суде, такое дело передается вышестоящим судом в другой суд.
3. В случае удовлетворения заявления о самоотводе или отводе мирового судьи дело об административном правонарушении передается председателем районного суда или его заместителем другому мировому судье.
Статья 45.8. Определения и постановления, выносимые судом при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении заявления о привлечении к административной ответственности, протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
5) о передаче заявления о привлечении к административной ответственности, протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции суда, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи;
6) об объединении в одно производство дел об административных правонарушениях, переданных органом, должностным лицом на рассмотрение в суд.
2. Определение должно быть мотивированным.
3. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 6.1 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Статья 45.9. Объединение судом дел об административных правонарушениях в одно производство
1. В случае, если при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению будет установлено, что из протоколов об административных правонарушениях, переданных в суд на рассмотрение, усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 4 статьи 5.9 настоящего Кодекса, суд решает вопрос об объединении таких материалов для рассмотрения в одном производстве с вынесением одного постановления
2. Об объединении дел в одно производство или об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства суд выносит определение, копии которого направляются лицам, указанных в статьях 39.2 - 39.5 настоящего Кодекса. Копия указанного определения направляется прокурору в случае, если дела об административных правонарушениях были возбуждены прокурором.
3. Определение суда об отказе в удовлетворении ходатайства об объединении дел в одно производство обжалуется вместе с постановлениями по делу об административном правонарушении.
4. При решении вопроса об объединении дел об административных правонарушениях в одно производство они объединяются с тем делом, производство по которому было возбуждено ранее.
5. Объединение дел об административных правонарушениях в одно производство может быть осуществлено как на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, так и на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
§ 2. Порядок рассмотрения судом дела об административном правонарушении
Статья 45.10. Единоличное рассмотрение дел об административных правонарушениях в судах
Дела об административных правонарушениях в суде первой инстанции рассматриваются судьями судов общей юрисдикции и судьями арбитражных судов единолично.
Статья 45.11. Сроки рассмотрения судом дела об административном правонарушении
1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока суд выносит мотивированное определение.
3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 7 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.
4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
5. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение, может быть продлен судом в случае недоставления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо в случае нарушения таким лицом обязательства о явке.
6. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Статья 45.12. Отложение судом рассмотрения дела об административном правонарушении
Суд может отложить рассмотрение дела об административном правонарушении в случае:
1) неявки на рассмотрение дела по уважительной причине лица (законного представителя юридического лица), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностного лица органа, возбудившего дело об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего, привлекаемого к административной ответственности, а также потерпевшего, заявившего ходатайство об отложении рассмотрения дела и представившего доказательства уважительности причины неявки;
2) неявки на рассмотрение дела об административном правонарушении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, когда участие такого лица в рассмотрении дела является обязательным;
3) недоставления в суд лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение.
4) неявки в судебное заседание по уважительной причине уполномоченного представителя лица, участвующего в рассмотрении дела об административном правонарушении, адвоката, представителя юридического лица, заявивших ходатайство об отложении рассмотрения дела с указанием причины невозможности рассмотрения дела об административном правонарушении в их отсутствие и представлением доказательств уважительности причины неявки.
5) неявки в судебное заседание иных участников производства по делу об административном правонарушении, явка которых признана судом обязательной.
Статья 45.13. Порядок в судебном заседании при рассмотрении дела об административном правонарушении
1. Участники производства по делу об административном правонарушении и иные присутствующие в зале судебного заседания лица обязаны соблюдать установленный в судебном заседании порядок.
2. При входе судьи в зал судебного заседания и при его удалении для принятия судебного акта все присутствующие в зале встают. Объявление постановления суда, а также объявление определения суда, присутствующие в зале судебного заседания выслушивают стоя.
3. Участники производства по делу об административном правонарушении обращаются к судье со словами - "Ваша честь". Участники производства по делу об административном правонарушении дают свои показания и объяснения судье, задают вопросы лицам, участвующим в деле, и отвечают на вопросы, стоя и только после предоставления им судьей слова. Отступление от этого правила может быть допущено с разрешения судьи.
4. Рассмотрение дела об административном правонарушении происходит в условиях, обеспечивающих надлежащий порядок в судебном заседании и безопасность участников производства по делу об административном правонарушении.
5. Действия лиц, которые присутствуют в зале судебного заседания и осуществляют разрешенные судом фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио, телевидению, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не должны нарушать установленный в судебном заседании порядок. Эти действия могут быть ограничены судом во времени и должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле.
Статья 45.14. Меры, применяемые к нарушителям порядка в судебном заседании при рассмотрении дела об административном правонарушении
Лица, нарушающие порядок в судебном заседании при рассмотрении дела об административном правонарушении или не подчиняющиеся законным распоряжениям судьи, после устного замечания могут быть удалены из зала судебного заседания, а также могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 45.15. Открытие судебного заседания
В назначенное для рассмотрения дела об административном правонарушении время суд открывает судебное заседание и объявляет, какое дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению.
Статья 45.16. Проверка явки участников производства по делу об административном правонарушении
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья:
1) устанавливает факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, а также иных участников производства по делу об административном правонарушении;
2) выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
3) устанавливает личность каждого явившегося участника производства по делу об административном правонарушении, проверяет полномочия представителей физического или юридического лица, уполномоченного представителя, адвоката, а также должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении.
Статья 45.17. Доведение до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях
1. Не допускается внепроцессуальное обращение к судье, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии, по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве суда.
2. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судье, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии, по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников производства по делу путем размещения данной информации на официальном сайте суда в сети "Интернет" и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам об административных правонарушениях.
Статья 45.18. Участие должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении
1. Должностное лицо (представитель) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, участвует в рассмотрении дела об административном правонарушении и пользуется всеми процессуальными правами, предоставленными ему настоящим Кодексом. Участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении могут одновременно несколько должностных лиц (представителей) органа, возбудившего дело об административном правонарушении. Если в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении обнаружится невозможность дальнейшего участия должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, то он может быть заменен.
2. Вновь вступившему в судебное разбирательство должностному лицу (представителю) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, суд предоставляет время для ознакомления с материалами дела об административном правонарушении и подготовки к участию в судебном разбирательстве. Замена должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства. По ходатайству должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия.
3. Должностное лицо (представитель) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу дела об административном правонарушении, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении конкретной статьи (части статьи) и назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания и иных мер административного принуждения, а также пользуется иными процессуальными правами, предусмотренными статьей 39.5 настоящего Кодекса.
4. Если в ходе судебного разбирательства должностное лицо (представитель) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают вину лица, в совершении административного правонарушения, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Отказ должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, от обвинения в совершении административного правонарушения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение производства по делу об административном правонарушении.
5. Прекращение дела об административном правонарушении ввиду отказа должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, от обвинения в совершении административного правонарушения, не препятствует последующему предъявлению и рассмотрению гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства.
Статья 45.19. Участие переводчика
1. Суд может привлечь к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении переводчика по своей инициативе или по ходатайству участников производства по делу об административном правонарушении. Вопрос о выборе кандидатуры переводчика разрешается судьей с учетом мнения лиц, участвующих в деле.
2. Переводчику разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. Переводчик предупреждается об ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом, за заведомо неправильный перевод и дает подписку об этом, которая приобщается к протоколу судебного заседания.
Статья 45.20. Удаление свидетелей из зала судебного заседания
Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, принимает меры для того, чтобы допрошенные свидетели не общались с недопрошенными. До начала допроса явившихся свидетелей судья удаляет их из зала судебного заседания, а в отношении свидетелей, допрашиваемых путем использования систем видеоконференц-связи при наличии технической возможности, принимает меры, исключающие участие таких свидетелей в судебном заседании указанным способом до начала их допроса.
Статья 45.21. Протокол рассмотрения дела об административном правонарушении
1. Ведение протокола рассмотрения дела об административном правонарушении является обязательным. При наличии возможности ведется аудиопротоколирование.
2. Протокол может быть написан от руки или составлен с использованием технических средств.
3. Протокол рассмотрения дела об административном правонарушении составляется судьей, секретарем судебного заседания или помощником судьи.
4. Секретарь судебного заседания или помощник судьи помимо составления протокола обеспечивают использование средств аудиозаписи и (или) иных технических средств в ходе судебного заседания.
5. В случае, если ход рассмотрения дела об административном правонарушении фиксируется при помощи технических средств аудиопротоколирования, протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи ведется непрерывно в ходе судебного заседания. Материальный носитель аудиозаписи приобщается к материалам дела.
6. В случае, если судом, арбитражным судом проводится стенографическая запись, а также видеозапись судебного заседания, в протоколе, составленном в письменной форме, должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 7, 9, 12, 13 части 4 настоящей статьи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктами 7, 9, 12, 13 части 4" следует читать "пунктами 7, 9, 12, 13 части 7"
7. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:
1) дата и место рассмотрения дела;
2) наименование и номер дела;
3) наименование суда, арбитражного суда, рассматривающего дело, состав суда;
4) сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
5) сведения о явке участников производства по делу об административном правонарушении, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
6) сведения о разъяснении лицам, участвующим в рассмотрении дела об административном правонарушении, их уполномоченным представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам их процессуальных прав и обязанностей;
7) сведения о предупреждении об административной ответственности переводчика за заведомо неправильный перевод, свидетелей за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний, эксперта за дачу заведомо ложного заключения;
8) событие рассматриваемого административного правонарушения;
9) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
10) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
11) доказательства, исследованные при рассмотрении дела;
12) сведения об использовании аудиозаписи и иных способов фиксации рассмотрения дела;
13) сведения об определениях по делу об административном правонарушении.
8. В протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении могут также указываться иные сведения, необходимые для фиксирования хода рассмотрения дела.
9. Протокол подписывается судьей, рассмотревшим дело об административном правонарушении. Если протокол рассмотрения дела об административном правонарушении составлялся секретарем судебного заседания или помощником судьи, протокол рассмотрения дела об административном правонарушении удостоверяется также их подписью.
10. Все внесенные в протокол изменения, дополнения, исправления должны быть оговорены и удостоверены подписью судьи. Если протокол рассмотрения дела об административном правонарушении составлялся секретарем судебного заседания или помощником судьи, все внесенные в протокол изменения, дополнения, исправления удостоверяются подписью судьи, а также секретаря судебного заседания, помощника судьи.
11. Лица, указанные в статьях 39.2 - 39.5 настоящего Кодекса, имеют право знакомиться с аудиозаписью судебного заседания, протоколами судебного заседания и представлять замечания относительно полноты и правильности их составления в трехдневный срок после подписания соответствующего протокола. К замечаниям могут быть приложены материальные носители проведенной лицом, участвующим в деле, аудио- и (или) видеозаписи судебного заседания.
12. Замечания на протокол, представленные в суд, арбитражный суд по истечении трехдневного срока, судом не рассматриваются и возвращаются лицу, представившему эти замечания.
13. О принятии или об отклонении замечаний на протокол суд, арбитражный суд выносит определение не позднее следующего дня после дня поступления этих замечаний в суд. Замечания на протокол и определение суда приобщаются к протоколу.
14. По изложенному в письменной форме ходатайству лица, участвующего в деле, и за его счет могут быть изготовлены копия протокола и (или) копия аудиозаписи судебного заседания.
15. Замечания на протокол рассмотрения дела об административном правонарушении могут быть поданы вместе с жалобой на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении. Отдельное процессуальное решение вышестоящим судом о принятии или об отклонении замечаний на протокол судебного заседания в таком случае не выносится.
Статья 45.22. Разъяснение лицам, участвующим в деле, их процессуальных прав и обязанностей
Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела об административном правонарушении, их процессуальные права и обязанности.
Статья 45.23. Разрешение судом заявленных ходатайств и отводов лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении
Ходатайства лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении, их уполномоченных представителей, адвоката по вопросам, связанным с рассмотрением дела об административном правонарушении, разрешаются судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении, их уполномоченных представителей. О разрешении ходатайства суд выносит определение.
Статья 45.24. Разъяснение эксперту, специалисту их прав и обязанностей
1. Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, разъясняет эксперту и специалисту их права и обязанности, предусмотренные соответственно статьями 39.8 и 39.9 настоящего Кодекса.
2. Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, предупреждает эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а специалиста об ответственности за дачу заведомо ложных пояснений, о чем у них берется подписка, которая приобщается к материалам дела.
Статья 45.25. Последствия неявки в судебное заседание участников производства по делам об административных правонарушениях
1. Лица, участие которых при рассмотрении дела об административном правонарушении признано судьей обязательным, должны сообщить о причинах неявки на рассмотрение дела об административном правонарушении и представить судье соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили судье о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
2. В случае повторной неявки на рассмотрение дела об административном правонарушении без уважительной причины лица, указанного в части 1 настоящей статьи, оно может быть подвергнуто приводу в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
3. Лицо, в отношении которого было оформлено обязательство о явке, не явившееся на рассмотрение дела об административном правонарушении, может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.
4. При наличии сведений об уважительных причинах повторной неявки в судебное заседание лиц, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, рассмотрение дела об административном правонарушении откладывается.
5. Суд может отложить рассмотрение дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявившего ходатайство об отложении рассмотрения дела и представившего доказательства уважительности причины неявки.
6. Если в судебное заседание не явилось лицо, участвующее в рассмотрении дела об административном правонарушении, надлежащим образом извещенное о времени и месте его рассмотрения, явка которого не является обязательной или не признана судом обязательной, или уполномоченный представитель этого лица, суд рассматривает дело об административном правонарушении единолично в отсутствии указанного лица или его представителя.
Статья 45.26. Последствия неявки в судебное заседание прокурора, должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков
1. Неявка на рассмотрение дела об административном правонарушении надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела прокурора, возбудившего дело об административном правонарушении, а также должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, не препятствует проведению судебного заседания.
2. В случае неявки на рассмотрение дела об административном правонарушении надлежащим образом извещенных свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков судья выслушивает мнение лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении, их уполномоченных представителей и выносит определение о возможности рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие не явившихся лиц или об отложении судебного разбирательства.
3. Повторная неявка на рассмотрение дела об административном правонарушении без уважительной причины надлежащим образом извещенных лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, либо несообщение ими о причинах неявки может повлечь за собой их привод в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статья 45.27. Начало рассмотрения дела об административном правонарушении по существу
1. Судья докладывает дело об административном правонарушении, оглашает протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела.
2. Судья сообщает, кто является должностным лицом (представителем) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его представителем, потерпевшим, а также секретарем судебного заседания (при его участии в рассмотрении дела об административном правонарушении), экспертом, специалистом и переводчиком. Председательствующий разъясняет лицам, указанным в статьях 39.2 - 39.5 настоящего Кодекса их право заявлять отвод составу суда.
3. В случае рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего либо должностного лица органа, возбудившего дело об административном правонарушении, которые изложили в письменных объяснениях свои доводы в отношении такого дела, судья в судебном заседании оглашает эти объяснения.
Статья 45.28. Заявление и разрешение ходатайств
1. Судья опрашивает участников производства по делу об административном правонарушении имеются ли у них ходатайства о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов или об исключении доказательств, полученных с нарушением требований настоящего Кодекса, о рассмотрении вопроса об утверждении предусмотренного статьей 6.5 настоящего Кодекса соглашения. Лицо, заявившее ходатайство, должно его обосновать.
2. Суд, выслушав мнения лиц, участвующих в рассмотрении дела, , рассматривает каждое заявленное ходатайство и удовлетворяет его либо выносит определение об отказе в удовлетворении ходатайства.
3. Лицо, которому судом отказано в удовлетворении ходатайства, вправе заявить его вновь в ходе дальнейшего судебного разбирательства.
4. Суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве свидетеля или специалиста, явившегося в суд по инициативе лиц, указанных в статьях 39.2 - 39.5 настоящего Кодекса.
5. Ходатайство об утверждении предусмотренного статьей 6.5 настоящего Кодекса соглашения не может быть отклонено судом, если указанное соглашение соответствует положениям настоящего Кодекса и Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Статья 45.29. Установление очередности исследования доказательств в ходе рассмотрении дела об административном правонарушении
Судья устанавливает очередность исследования доказательств по делу об административном правонарушении с учетом мнения лиц, участвующих в рассмотрении такого дела, их уполномоченных представителей. При необходимости очередность исследования доказательств может быть изменена.
Статья 45.30. Объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении
1. После доклада дела об административном правонарушении судья заслушивает объяснения должностного лица (представителя) органа, возбудившего дело об административном правонарушении по сути предъявленного обвинения в совершении административного правонарушения, если такое должностное лицо (представитель) явилось на рассмотрение дела об административном правонарушении. Далее судья выслушивает объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя физического лица, законного представителя юридического лица, потерпевшего, уполномоченного представителя, адвоката, прокурора.
2. Лица, участвующие в рассмотрении дела об административном правонарушении, их уполномоченные представители, адвокаты могут задавать друг другу вопросы. Судья может задавать вопросы лицам, участвующим в рассмотрении дела об административном правонарушении, их уполномоченным представителям, адвокатам в любой момент дачи ими объяснений.
3. Поданные в письменной форме объяснения участников производства по делу об административном правонарушении в случае их неявки в судебное заседание оглашаются судьей в судебном заседании.
Статья 45.31. Предупреждение свидетеля об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний
1. Перед допросом свидетеля его личность устанавливается судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении. Судья разъясняет ему права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, предупреждает об ответственности, предусмотренной за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. У свидетеля берется подписка о том, что ему разъяснены его обязанности и ответственность. Подписка приобщается к материалам дела об административном правонарушении.
2. Свидетелю, не достигшему возраста шестнадцати лет, судья разъясняет обязанность правдиво изложить все известные ему сведения относительно данного дела об административном правонарушении. Такой свидетель не предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
Статья 45.32. Порядок допроса свидетеля
1. Каждый свидетель допрашивается отдельно, за исключением случаев, если судья назначает допрос одновременно двух и более свидетелей в целях выяснения причин расхождения в их показаниях.
2. Допрос свидетеля путем использования систем видеоконференц-связи при наличии технической возможности осуществляется судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, по общим правилам, установленным настоящим Кодексом для допроса свидетеля.
3. Суд выясняет, в каких отношениях свидетель находится с лицами, участвующими в деле, и предлагает свидетелю сообщить суду все сведения, которые ему лично известны об обстоятельствах данного дела об административном правонарушении.
4. При даче показаний свидетель может пользоваться письменными материалами, если его показания связаны с какими-либо данными, которые трудно удержать в памяти. По окончании допроса эти материалы предъявляются суду, лицам, участвующим в рассмотрении дела об административном правонарушении, и могут быть приобщены к делу об административном правонарушении о чем делается соответствующая запись в протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении.
5. После этого свидетелю могут быть заданы вопросы. Первым задает вопросы лицо, по заявлению которого вызван свидетель, или уполномоченный представитель этого лица, а затем вопросы задают другие лица, участвующие в рассмотрении дела об административном правонарушении, их уполномоченные представители. Судья вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса.
6. При необходимости судья повторно может допросить свидетеля в том же или следующем судебном заседании, а также повторно допросить других свидетелей для выяснения противоречий в их показаниях.
7. Допрошенный свидетель остается в зале судебного заседания до окончания рассмотрения дела об административном правонарушении, за исключением случая, если суд разрешит ему удалиться раньше.
Статья 45.33. Допрос несовершеннолетнего свидетеля
1. Допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд. В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля при отсутствии у них заинтересованности в исходе дела об административном правонарушении. Указанные лица с разрешения судьи могут задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.
2. В исключительных случаях, если это необходимо для установления обстоятельств дела, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания может быть удален тот или иной участник производства по делу об административном правонарушении, либо может быть удален кто-либо из присутствующих в зале судебного заседания граждан. Лицу, участвующему в рассмотрении дела об административном правонарушении, после возвращения в зал судебного заседания должно быть сообщено содержание показаний несовершеннолетнего свидетеля и должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы.
3. Свидетель, не достигший возраста шестнадцати лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания, за исключением случая, если суд признает необходимым присутствие этого свидетеля в зале судебного заседания.
Статья 45.34. Исследование письменных доказательств
1. Письменные доказательства, в том числе протоколы их осмотра, оглашаются в судебном заседании и предъявляются лицам, участвующим в деле, их уполномоченным представителям, адвокатам, а в необходимых случаях свидетелям, экспертам, специалистам.
2. В отношении письменных доказательств лица, участвующие в рассмотрении дела об административном правонарушении, их уполномоченные представители, адвокаты могут давать объяснения и пояснения, а также задавать вопросы свидетелям, экспертам, специалистам.
Статья 45.35. Исследование вещественных доказательств
1. Вещественные доказательства осматриваются судьей и предъявляются лицам, участвующим в рассмотрении дела об административном правонарушении, их уполномоченным представителям, адвокатам, а в необходимых случаях свидетелям, экспертам, специалистам. Лица, которым предъявлены вещественные доказательства, могут обращать внимание судьи на те или иные обстоятельства, связанные с вещественными доказательствами или их осмотром. Их заявления по этому поводу заносятся в протокол рассмотрения дела об административном правонарушении.
2. Протоколы осмотра вещественных доказательств оглашаются в судебном заседании. Лица, участвующие в рассмотрении дела об административном правонарушении, их уполномоченные представители, адвокаты могут давать объяснения в отношении указанных протоколов.
Статья 45.36. Назначение экспертизы
1. В случае возникновения в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
2. О назначении экспертизы или об отклонении ходатайства о назначении экспертизы суд выносит определение.
Статья 45.37. Исследование заключения эксперта. Назначение дополнительной или повторной экспертизы
1. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании. В целях разъяснения и дополнения заключения эксперту могут быть заданы вопросы. Первыми задают вопросы лицо, по ходатайству которого назначена экспертиза, его уполномоченный представитель, а затем задают вопросы другие лица, участвующие в рассмотрении дела об административном правонарушении, их уполномоченные представители. В случае, если экспертиза назначена по инициативе суда или по ходатайству обеих сторон, первым задает вопросы эксперту лицо, в отношении которого ведется производство по делу, или его уполномоченный представитель. Судья вправе задавать вопросы эксперту в любой момент его допроса.
2. Заключение эксперта исследуется в судебном заседании, оценивается судьей наряду с другими доказательствами и не имеет для судьи заранее установленной силы. Несогласие судьи с заключением эксперта должно быть мотивировано в постановлении суда по делу об административном правонарушении либо в определении суда о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
3. Если заключение эксперта (комиссии экспертов) будет признано судом неполным или неясным, суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту (той же или другой комиссии экспертов).
4. В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов) суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту (другой комиссии экспертов).
5. В определении суда о назначении дополнительной или повторной экспертизы должны быть изложены мотивы несогласия суда с ранее данным заключением эксперта (комиссии экспертов).
Статья 45.38. Консультация специалиста
1. Специалист дает судье консультацию в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда.
2. Консультация специалиста, данная в письменной форме, оглашается в судебном заседании и приобщается к материалам дела об административном правонарушении. Консультация и пояснения специалиста, данные в устной форме, заносятся в протокол рассмотрения дела об административном правонарушении.
3. В целях разъяснения и дополнения консультации специалисту могут быть заданы вопросы. Первыми задают вопросы лицо, по ходатайству которого был привлечен специалист, уполномоченный представитель этого лица, а затем задают вопросы другие лица, участвующие в рассмотрении дела об административном правонарушении, их уполномоченные представители. Специалисту, привлеченному по инициативе суда или по ходатайству обеих сторон, первыми задают вопросы лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его уполномоченный представитель. Судья вправе задавать вопросы специалисту в любой момент его допроса.
Статья 45.39. Воспроизведение аудио- или видеозаписи и ее исследование
1. Воспроизведение аудио- и видеозаписей осуществляется в зале судебного заседания или ином специально оборудованном для этой цели помещении с указанием в протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении основных характеристик оборудования и носителей информации, а также времени воспроизведения. После этого судья заслушивает объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении. При необходимости воспроизведение аудио- и видеозаписей может быть повторено полностью или в какой-либо части.
2. В целях выяснения содержащихся в аудио- и видеозаписях сведений судом может быть привлечен специалист. В необходимых случаях суд может назначить экспертизу.
3. Аудио- и видеозаписи, содержащие сведения личного характера, без согласия лиц, которых касаются указанные сведения, воспроизводятся в закрытом судебном заседании.
Статья 45.40. Окончание рассмотрения дела об административном правонарушении по существу
После исследования всех доказательств судья предоставляет слово должностному лицу (представителю) органа, возбудившего дело об административном правонарушении, прокурору, а также слово лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его представителю, выясняет у иных лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких объяснений судья объявляет рассмотрение дела об административном правонарушении по существу законченным.
Статья 45.41. Удаление судьи для принятия постановления по делу об административном правонарушении
После окончания рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья удаляется в совещательную комнату для принятия постановления по делу об административном правонарушении, о чем объявляет присутствующим в зале судебного заседания.
Статья 45.42. Принятие и объявление постановления суда по делу об административном правонарушении
1. Постановление по делу об административном правонарушении принимается именем Российской Федерации при рассмотрении судом дела об административном правонарушении по существу.
2. Постановление по делу об административном правонарушении принимается судом в совещательной комнате. В совещательной комнате при принятии постановления по делу об административном правонарушении может находиться только судья, рассматривающий дело об административном правонарушении.
3. После принятия и подписания постановления судья возвращается в зал судебного заседания, где объявляет постановление по делу об административном правонарушении.
4. В исключительных случаях по решению судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания рассмотрения дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 6 статьи 45.11 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно после ее принятия. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
5. В случаях объявления только резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении судья в судебном заседании разъясняет, когда будет изготовлено мотивированное постановление по делу об административном правонарушении и каким образом постановление будет доведено до сведения лиц, указанных в статьях 39.2 - 39.5 настоящего Кодекса.
§ 3. Постановление суда по делу об административном правонарушении
Статья 45.43. Виды постановлений суда по делу об административном правонарушении
1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания;
2) о привлечении к административной ответственности и об освобождении от административного наказания по обстоятельствам, предусмотренным статьей 6.6 настоящего Кодекса;
3) о прекращении производства по делу об административном правонарушении по обстоятельствам, предусмотренным в статьей 40.20 настоящего Кодекса;
4) о прекращении производства по делу и освобождении от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 6.1 настоящего Кодекса;
5) об отмене постановления о привлечении к административной ответственности и об освобождении от административного наказания в виду неисполнения обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 6.7 настоящего Кодекса, и назначении административного наказания.
2. Постановление о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания может быть вынесено, в том числе, и в случае, если на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении судом будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения. При этом суд вправе назначить административное наказание в соответствии с другой статьей (частью статьи) настоящего Кодекса только в том случае, если такая статья (часть статьи) предусматривает состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, а также при условии, что не будет ухудшено положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также не изменится подсудность рассмотрения дела об административном правонарушении.
Статья 45.44. Содержание постановления суда по делу об административном правонарушении
1. В постановлении суда по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело:
а) для граждан - фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если оно известно), информация об организации или ином лице, выплачивающих гражданину заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (если она известна);
б) для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если оно известно), информация об организации или ином лице, выплачивающих гражданину заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (если она известна), дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика;
в) для юридических лиц - наименование, место нахождения, фактический адрес, дата государственной регистрации в качестве юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи об указанной государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика;
4) сведения об иных участниках производства по делу об административном правонарушении, принявших участие в рассмотрении дела об административном правонарушении;
5) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
6) доказательства, на которых основаны выводы судьи об этих обстоятельствах;
7) доводы, в соответствии с которыми судья отвергает те или иные доказательства;
8) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
9) иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался судья при вынесении постановления по делу;
10) мотивированное решение по делу;
11) при необходимости срок и порядок исполнения решения постановления в соответствии с настоящим Кодексом;
12) срок, с которого начинается исполнение постановления, в случаях предоставления отсрочки или рассрочки его исполнения.
13) иные сведения, подлежащие указанию в соответствии с настоящим Кодексом.
14) срок и порядок обжалования постановления;
15) подпись судьи, вынесшего постановление.
2. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частью 3 статьи 48.12, настоящего Кодекса.
3. В постановлении о назначении административного ареста указывается момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При назначении административного наказания, исчисляемого определенным сроком (лишение специального права, административный арест и дисквалификация), в постановлении указывается день окончания исполнения наказания.
4. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.
5. При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам. В постановлении о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности указывается время начала и окончания срока административного приостановления деятельности.
6. При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.
7. При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
8. При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в постановлении по делу об административном правонарушении суд устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
9. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, об имуществе, на которое наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации и (или) обращено взыскание в целях исполнения постановления о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания либо возмещения ущерба, причиненного административным правонарушением, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:
1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;
3) изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
4) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;
5) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.
10. В постановлении по делу об административном правонарушении должен быть решен вопрос об издержках по делу об административном правонарушении, в случае необходимости принятия такого решения. При этом указывается сумма издержек, а также лицо, федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, на чей счет относятся соответствующие издержки по делу.
11. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, вынесшим постановление.
12. Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
13. В целях направления для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в форме документа на бумажном носителе, может быть изготовлен экземпляр указанного постановления в форме электронного документа, подписанного судьей, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 45.45. Законность и обоснованность постановления судьи по делу об административном правонарушении
Постановление по делу об административном правонарушении должно быть законным и обоснованным. Постановление признается законным и обоснованным если основывается только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и на правильном применении положений настоящего Кодекса.
Статья 45.46. Составление мотивированного постановления судьи по делу об административном правонарушении, объявление постановления по делу об административном правонарушении
1. Постановление по делу об административном правонарушении принимается и объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 6 статьи 45.11 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.
2. Объявленная резолютивная часть постановления судьи по делу об административном правонарушении должна быть подписана судьей и приобщена к материалам дела.
3. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Статья 45.47. Выдача и направление копий постановления суда по делу об административном правонарушении
1. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением, а также направляется прокурору в случае его участия в деле в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется в орган, должностным лицом которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
2. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 37.8, 37.9, 37.12 настоящего Кодекса, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию.
3. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 36.2, 36.6, 36.8 настоящего Кодекса, в отношении организации, являющейся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, копия постановления о назначении административного наказания направляется в указанную саморегулируемую организацию.
4. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.7, 13.2 настоящего Кодекса, копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному примечанием к статье 12.7 настоящего Кодекса, либо о назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача направляется в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.
Статья 45.48. Разъяснение постановления суда по делу об административном правонарушении
1. В случае неясности постановления по делу об административном правонарушении, судья принявший это постановление, по заявлению лица, участвующего в рассмотрении дела об административном правонарушении, судебного пристава - исполнителя, других исполняющих постановление судьи органа, организации вправе разъяснить постановление без изменения его содержания.
2. О разъяснении постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.
3. Разъяснение постановления судьи допускается, если оно не исполнено и не истек срок исполнения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренный статьей 6.9 настоящего Кодекса.
4. Заявление о разъяснении постановления судьи по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, принявшим такое постановление, единолично без проведения судебного заседания.
5. Копии определения о разъяснении постановления судьи или об отказе в разъяснении постановления судьи направляются лицам, указанным в статьях 39.2 - 39.5 настоящего Кодекса, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения соответствующего определения.
6. Определение судьи по вопросам разъяснения постановления по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом.
§ 4. Определения и представления, выносимые на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении
Статья 45.49. Порядок вынесения определений на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении
1. Суд выносит определения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и в других случаях по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства.
2. Определение выносится судом в письменной форме в виде отдельного судебного акта или протокольного определения.
3. Определение в виде отдельного судебного акта суд выносит во всех случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена обязанность по вынесению мотивированного определения и (или) определены требования к его содержанию, а также определения, выносимые по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении. В других случаях суд вправе вынести определение как в виде отдельного судебного акта, так и в виде протокольного определения.
4. Определение в виде отдельного судебного акта суд выносит в условиях, обеспечивающих тайну совещания судей, по правилам, установленным для принятия постановления.
Статья 45.50. Виды определений, выносимых по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении
1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:
1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его судьи;
3) о направлении дела на рассмотрение по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, в случае удовлетворения соответствующего ходатайства такого лица;
4) об утверждении предусмотренного статьей 6.5 настоящего Кодекса соглашения и возвращении дела в Банк России для решения вопросов, предусмотренных статьей 6.5 настоящего Кодекса.
2. Судья вправе вынести определения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, при условии, что срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения определения не истек.
Статья 45.51. Требования к содержанию определений, выносимых на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении
1. В определении по делу об административном правонарушении указываются:
1) фамилия, инициалы судьи, вынесших определение;
2) дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;
3) сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;
4) содержание заявления, ходатайства;
5) обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;
6) решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.
2. Определение по делу об административном правонарушении подписывается судьей, вынесшим определение.
Статья 45.52. Вступление в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении
Постановление суда по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного в статье 47.9 настоящего Кодекса для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Статья 45.53. Предписание об исполнении обязанности, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой лицо привлечено к административной ответственности, и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
1. Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, при установлении фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обязанности, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой такое лицо привлечено к административной ответственности, выносит предписание об устранении нарушений законодательства.
2. Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, выносят представление об устранении указанных причин и условий.
3. Физические лица и организации обязаны рассмотреть адресованные им предписание об исполнении обязанности, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой лицо привлечено к административной ответственности, и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня их получения и сообщить о принятых мерах судье, внесшему предписание или представление.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.