Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из основных принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи.
Статьей 10 указанного федерального закона установлено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе:
- организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
- наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
- возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры, в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
- транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Однако требования этого основополагающего нормативного правового акта в части обеспечения доступности и качества медицинской помощи, особенно гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в связи с продолжающейся тенденцией сокращения числа медицинских организаций, нуждаются в уточнении.
На сегодняшний день в ходе проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения реорганизации системы оказания медицинской помощи и реструктуризации сети медицинских организаций общее их количество продолжает сокращаться, что вызывает тревогу и сомнения граждан Российской Федерации в возможности улучшения условий для обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению страны.
Согласно статистическим данным, число больничных организаций в Российской Федерации в 2000 г. составляло 10704, в 2005 г. - 9479, в 2010 г. - 6308, в 2012 г. - 6172, а в 2013 г, по сведениям Минздрава России, их число составило 4398.
В частности, число центральных районных больниц из имеющихся 1 765 в 2000 г., в 2013 уменьшилось до 1 690. Из 263 ЦРБ в 2000 г. в 2013 г. осталось 206.
Тревожная ситуация складывается и с продолжающимся сокращением количества специализированных диспансеров в Российской Федерации. Так, количество противотуберкулезных диспансеров в 2000 г. составляло 493, а в 2013 г. уже 235, кожно-венерологических в 2000 г. - 341, в 2013 г. - 145, онкологических в 2000 г. - 116, в 2013 г. - 101, психоневрологических в 2000 г. - 164, в 2013 г. - 99, наркологических в 2000 г. - 203, в 2013 - 96, врачебно-физкультурных в 2000 г. - 156, в 2013 г. - 81.
Количество станций (отделений) скорой медицинской помощи в 2000 г. составляло 3172, в 2013 г. их осталось 2 704. По сравнению с предыдущим, 2012 годом, число станций (отделений) скорой медицинской помощи уменьшилось на 137 (на 4,8%), а общее число бригад сократилось на 542 (на 1,4%). Число врачебных бригад сократилось на 964 (на 6,0%).
В течение 2013 года число фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов сократилось на 376, число работающего в них среднего медицинского персонала - на 2 695 (на 6,5%), в том числе фельдшеров - на 1 188 (на 4,8%).
Приведенную выше тревожную статистику подтверждают и постоянно увеличивающееся количество обращений граждан и медицинских работников. В своих письмах они приводят примеры снижения доступности и ухудшения качества медицинской помощи, связывая это напрямую с сокращением численности медицинских организаций и, соответственно, персонала, как в городских, так и в сельских поселениях.
В связи с изложенным, считаем необходимым внести изменение в Федеральный закон "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления условий по принятию решений о реорганизации и ликвидации медицинских организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.