Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 953369-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на дальнейшую гуманизацию и либерализацию уголовного законодательства Российской Федерации.
В последние годы на фоне постоянного снижения количества уголовных дел, поступающих на рассмотрение в суды, и сокращения общего числа лиц, осуждаемых за совершение преступлений, имеет место увеличение в общей структуре судимости доли лиц, осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести. Такое положение стало складываться начиная с 2002 года, то есть задолго до того, как законодатель в 2011 году внес изменения в статью 15 УК РФ и к преступлениям небольшой тяжести отнес деяния, максимальное наказание за которые не превышает трех лет лишения свободы, что объективно увеличило число преступлений небольшой тяжести, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.
Так, если в период с 1997 года (с момента введения в действие Уголовного кодекса Российской Федерации) по 2001 год удельный вес лиц, осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести, составлял порядка 15-19% от общего числа осужденных, то с 2002 года наметилась устойчивая тенденция роста этого показателя. В 2003 году доля осужденных за преступления небольшой тяжести приблизилась к 25%, в 2006 году составила 30%, в 2008 году - 35,0%, в 2010-2012 годах - порядка 37%, а в 2013 и 2014 годах достигла 46% от числа всех осужденных.
Таким образом, современная структура судимости характеризуется тем, что практически каждое второе лицо осуждается за преступление небольшой тяжести.
В 2014 году из 719 305 лиц - общего числа осужденных - 330 898 лиц были признаны виновными и осуждены за преступления небольшой тяжести. Между тем нередко деяния, квалифицируемые сегодня как преступления небольшой тяжести, либо лица, их совершившие, не обладают достаточной степенью общественной опасности. Негативные последствия от судимости в таких случаях (причем не только для самого осужденного, но и для его близких родственников) не вполне адекватны характеру этих деяний или личности осужденного. Выходом из сложившейся ситуации могли бы стать декриминализация некоторых деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, а также либерализация уголовного закона такими способами, как увеличение суммы хищения чужого имущества, с которой наступает уголовная ответственность, и расширение оснований освобождения от уголовной ответственности.
Проект федерального закона предусматривает следующие способы реализации указанных мер.
1. С учетом состояния преступности в Российской Федерации, а также ее современных тенденций предлагается декриминализировать следующие деяния, относящиеся в настоящее время к преступлениям небольшой тяжести:
1) побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 УК РФ (часть первая статьи 116 УК РФ), если такое деяние совершено однократно (пункт 3 статьи 1 законопроекта);
2) угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (часть первая статьи 119 УК РФ), если такое деяние совершено однократно (пункт 5 статьи 1 законопроекта);
3) злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (части первая и вторая статьи 157 УК РФ) (пункт 7 статьи 1 законопроекта);
4) использование заведомо подложного документа (часть третья статьи 327 УК РФ), за исключением заведомо подложного официального документа (пункт 10 статьи 1 законопроекта).
Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, по части первой статьи 116 УК РФ ежегодно осуждается 19-21 тысяча лиц, по части первой статьи 119 УК РФ - 30-31 тысяча лиц, по частям первой и второй статьи 157 УК РФ число осужденных в течение двух последних лет ежегодно превышает 60 тысяч лиц, по части третьей статьи 327 УК РФ в год осуждается порядка 15-16 тысяч лиц.
Удельный вес лиц, осужденных за указанные преступления, составляет около 40% от числа осужденных за все преступления небольшой тяжести по основной квалификации. Каждый год за данные преступления по основной и дополнительной квалификации осуждается 130-140 тысяч лиц.
Об избыточности уголовного наказания за указанные деяния свидетельствуют следующие данные судебной статистики по основной квалификации.
За последние три года по части первой статьи 116, части первой статьи 119, частям первой и второй статьи 157 и части третьей статьи 327 УК РФ было осуждено более 400 тысяч лиц.
Из почти 130 тысяч лиц, осужденных за эти преступления в 2014 году, примерно 95% лиц были назначены наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества. Около 50 тысяч лиц были осуждены условно или к самому мягкому виду уголовного наказания - штрафу. При этом условное осуждение применено в отношении более 24 тысяч лиц (по части первой статьи 116 УК РФ - около 800 лиц, по части первой статьи 119 УК РФ - около 7 тысяч лиц, по частям первой и второй статьи 157 УК РФ - более 16 тысяч лиц, по части третьей статьи 327 УК РФ - около 200 лиц). Примерно такое же количество лиц, совершивших указанные деяния, осуждены к наказанию в виде уголовного штрафа, из них половина лиц - к штрафу в размере до 5 тысяч рублей (главным образом, по части первой статьи 116 УК РФ - около 5 тысяч лиц, по части третьей статьи 327 УК РФ - около 7 тысяч лиц), а другая половина - к штрафу в размере от 5 тысяч до 25 тысяч рублей (в частности, по части первой статьи 116 УК РФ - более 5 тысяч лиц, по части третьей статьи 327 УК РФ - около 6,5 тысяч лиц). Уголовные дела в отношении еще более 65 тысяч лиц, совершивших перечисленные преступления, прекращены в связи с деятельным раскаянием, за примирением сторон и по другим нереабилитирующим основаниям.
Выведение данных деяний из сферы действия уголовного закона не повлечет нарушения принципа справедливости. В целях его реализации и установления адекватных мер ответственности за перечисленные правонарушения законопроект вносится одновременно с законопроектом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности". В число законодательных актов, подлежащих изменению в связи с принятием данного законопроекта, входит Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором за декриминализированные деяния предлагается установить административную ответственность. Такая мера позволит эффективно защитить личность и порядок управления от указанных противоправных деяний, а также предоставит возможность органам предварительного расследования сосредоточить свои кадровые, технические и иные ресурсы на расследовании опасных преступлений.
При этом предлагаемые законопроектом изменения не касаются правовой оценки деяний, совершенных при отягчающих обстоятельствах.
В целях обеспечения должного уровня защиты личности от таких правонарушений, как побои и угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, законопроектом предлагается установить в статьях 116.1 и 119.1 УК РФ уголовную ответственность за совершение указанных действий лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичные действия (пункты 4 и 6 статьи 1 законопроекта). Это позволит надлежащим образом реагировать на факты семейного насилия, противоправного поведения нерадивых родителей и других лиц, склонных к постоянным угрозам или систематическому совершению насильственных действий в отношении граждан, в том числе несовершеннолетних. Кроме того, данная мера позволит обеспечить профилактику такого рода правонарушений. В санкциях статей 116.1 и 119.1 УК РФ предлагается предусмотреть те же виды и размеры наказаний, которые в настоящее время предусмотрены частью первой статьи 116 и частью первой статьи 119 УК РФ.
Предлагаемые изменения законодательства соотносятся с принципами справедливости, соразмерности и неотвратимости наказания.
В случае реализации положений данной части законопроекта из-под действия уголовного закона может быть выведено около 200 тысяч лиц.
2. В целях установления адекватной ответственности за совершение незначительных корыстных правонарушений предполагается принятие комплексных мер по изменению уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.
За последние три года за кражу без отягчающих обстоятельств (по части первой статьи 158 УК РФ) было осуждено около 230 тысяч лиц.
Из более 60 тысяч лиц, осужденных в 2014 году за незначительные кражи, каждый второй осуждался условно или к штрафу (условно - около 13,5 тысяч лиц, к штрафу - более 16 тысяч лиц). При этом около 8 тысяч лиц были подвергнуты штрафу в размере, не превышающем 5 тысяч рублей, более 8 тысяч лиц - штрафу в размере от 5 тысяч до 25 тысяч рублей. Еще в отношении почти 30 тысяч лиц уголовные дела прекращены по нереабилитирующим основаниям.
В целях реализации принципов справедливости, гуманности и экономии уголовной репрессии законопроектом предлагается увеличить сумму хищения чужого имущества, с которой наступает уголовная ответственность, с одной до пяти тысяч рублей. Для этого в законопроекте, который вносится одновременно с данным законопроектом, предлагается внесение изменений в статью 7.27 КоАП РФ "Мелкое хищение".
Одновременно для обеспечения надлежащей защиты прав собственности в законопроекте предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьей 158.1, в которой установить уголовную ответственность за совершение мелкого хищения лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичные действия. Это позволит должным образом реагировать на противоправное поведение лиц, склонных к систематическому хищению чужого имущества. Соответственно, данная мера обеспечит профилактику такого рода правонарушений.
Во избежание конкуренции проектной статьи 158.1 УК РФ и статьи 7.27 КоАП РФ в примечании к статье 158.1 УК РФ дается определение понятия "мелкое хищение" (пункт 9 статьи 1 законопроекта).
Кроме того, предлагается сбалансировать сумму значительного ущерба и повысить нижнюю границу значительного ущерба, причиненного гражданину (квалифицирующий признак ряда преступлений, предусмотренных главой 21 Уголовного кодекса Российской Федерации), до десяти тысяч рублей (пункт 8 статьи 1 законопроекта).
Предлагаемые законопроектом изменения не касаются групповых и иных квалифицированных форм кражи, которые по-прежнему будут влечь уголовно-правовые последствия для виновных.
В случае реализации положений данной части законопроекта из-под действия уголовного закона может быть выведено порядка 100 тысяч лиц.
3. Законопроект предусматривает меры по повышению эффективности института освобождения от уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности реализуется путем прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. В таком случае лицо, совершившее преступление, не имеет судимости, что позволяет ему избежать негативных последствий, связанных с наличием судимости. Согласно данным официальной статистики, в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон и по другим нереабилитирующим основаниям суды ежегодно прекращают уголовные дела в отношении более 200 тысяч лиц:
Год |
Число лиц, в отношении которых суды прекратили уголовные дела по нереабилитирующим основаниям |
Доля лиц, в отношении которых суды прекратили уголовные дела по нереабилитирующим основаниям, от числа лиц, уголовные дела в отношении которых рассмотрены по существу |
2014 |
215 418 |
22,5% |
2013 |
218 541 |
22,3% |
2012 |
217 935 |
22,1% |
2011 |
230 937 |
22,0% |
2010 |
245 476 |
21,8% |
Анализ судебной практики свидетельствует, что при более четкой правовой регламентации отдельных положений освобождения от уголовной ответственности немалая часть уголовных дел могла бы прекращаться при досудебном производстве. Кроме того, повышению эффективности института освобождения от уголовной ответственности может способствовать расширение диапазона возможностей судебно-следственных органов по освобождению от уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести.
В этих целях в проекте предлагается конкретизировать действия правоприменителя при досудебном производстве по уголовному делу, по которому допустимо примирение сторон, а также ввести новое основание освобождения от уголовной ответственности - в связи с применением иных мер уголовно-правового характера.
3.1. В 2010-2014 годах лица, уголовные дела в отношении которых прекращались судами в связи с примирением сторон, составляли 80-85% от числа лиц, уголовные дела в отношении которых суды прекращали по нереабилитирующим основаниям.
В целях процессуальной экономии и более активного прекращения уголовных дел по данному основанию в ходе досудебного производства законопроектом предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации следующие изменения:
возложить на лицо, в производстве которого находится уголовное дело, и на суд следующие обязанности: 1) разъяснять подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему их право на примирение по делам о преступлениях, указанных в статье 76 УК РФ; 2) выяснять мнение сторон по вопросу примирения; 3) отражать указанные действия в процессуальных документах (пункты 8, 9, 14, 22 статьи 2 законопроекта);
предусмотреть позицию сторон по вопросу примирения в качестве составной части обвинительного заключения, обвинительного акта и обвинительного постановления по делам о преступлениях, указанных в статье 76 УК РФ (пункты 12, 15, 17 статьи 2 законопроекта);
придать статус обстоятельства, препятствующего направлению уголовного дела в суд, отсутствию в обвинительном заключении, обвинительном акте и обвинительном постановлении по делам о преступлениях, указанных в статье 76 УК РФ, позиции сторон по вопросу примирения. В случае поступления в суд уголовного дела без отражения в указанных процессуальных документах мнения сторон по вопросу примирения данное обстоятельство предлагается рассматривать в качестве основания для возвращения уголовного дела прокурору (пункты 13, 19 статьи 2 законопроекта).
В связи с отсутствием единообразия в судебной практике по вопросу о возможности примирения сторон в суде апелляционной инстанции и правовых последствиях такого примирения законопроектом предлагается внести изменения в статью 20 УПК РФ и дополнить статью 25 УПК РФ положениями о допустимости примирения сторон вплоть до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения. При этом предлагается предусмотреть примирение в качестве одного из оснований для отмены приговора в апелляционном порядке и прекращения уголовного дела (пункты 1, 2, 23 статьи 2 законопроекта).
Такой подход в полной мере соответствует интересам потерпевших от преступлений, поскольку достижение примирения предполагает заглаживание причиненного преступлением вреда, а также способствует восстановлению социальной справедливости и снижению уровня конфликтности в обществе в целом.
3.2. В проектной статье 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается предусмотреть новый вид освобождения от уголовной ответственности - в связи с применением иных мер уголовно-правового характера. Для применения данного вида освобождения от уголовной ответственности предлагается установить следующие условия:
преступление должно быть совершено впервые и относиться к категории небольшой или средней тяжести; причиненный преступлением ущерб должен быть возмещен или вред заглажен иным образом (пункт 1 статьи 1 законопроекта). В качестве иных мер уголовно-правового характера предлагается применять некоторые виды наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, а именно: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы и исправительные работы (пункт 2 статьи 1 законопроекта).
Следует отметить, что применение для достижения целей уголовного наказания к освобожденным от уголовной ответственности лицам разного рода мер государственного принуждения, менее строгих по своему характеру, чем уголовное наказание, не ново для уголовного законодательства нашей страны. В настоящее время, например, в соответствии со статьей 90 УК РФ допускается освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года наряду с такими же мерами для несовершеннолетних (статья 63 УК РСФСР) предусматривал возможность освобождения от уголовной ответственности взрослых лиц с привлечением их к административной ответственности (статья 50.1 УК РСФСР).
Как свидетельствует судебная статистика, статья 50.1 УК РСФСР широко применялась вплоть до принятия Уголовного кодекса Российской Федерации. Освобождение от уголовной ответственности по указанному основанию влекло применение к лицу таких мер административного взыскания, как штраф, исправительные работы или арест. Наиболее применяемым видом административного взыскания являлся штраф, которому в последние пять лет применения статьи 50.1 УК РСФСР ежегодно подвергались 81-91 % лиц, освобожденных от уголовной ответственности на основании этой статьи.
Применение данной нормы было достаточно эффективным, о чем свидетельствуют результаты научных исследований, проведенных ВНИИ МВД СССР в 70-е годы прошлого столетия. Уровень рецидива лиц, освобожденных от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности, был ниже, чем в других контрольных группах.
Дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 76.2 повысит возможности объединения уголовной ответственности и иных мер в предупреждении и борьбе с противоправными действиями.
Исполнять иные меры уголовно-правового характера предлагается в порядке, установленном для исполнения наказаний. При этом штраф предлагается исполнять в том порядке, который установлен для исполнения штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания. Такой порядок позволит обеспечить единообразный подход к исполнению разных мер уголовно-правового характера (уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера), имеющих одинаковые цели.
Одновременно в целях обеспечения единообразного подхода и к последствиям неисполнения иных мер уголовно-правового характера для уклонения от уплаты штрафа и от отбывания других мер уголовно-правового характера предлагается предусмотреть такие же последствия, которые в настоящее время предусмотрены для неисполнения несовершеннолетним, освобожденным от уголовной ответственности, принудительных мер воспитательного воздействия (часть четвертая статьи 90 УК РФ), - отмену по соответствующему представлению примененной меры уголовно-правового характера и решение вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить статьей 28.2, регламентирующей прекращение уголовного преследования в связи с применением иных мер уголовно-правового характера (пункт 4 статьи 2 законопроекта).
Предлагается вопрос о прекращении уголовного преследования в связи с освобождением лица от уголовной ответственности и применением иных мер уголовно-правового характера разрешать в таком же порядке, который установлен для прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон (статья 25 УПК РФ) и деятельным раскаянием (статья 28 УПК РФ). Законопроект предусматривает процедуру принятия и решения о применении мер уголовно-правового характера. В случае вынесения соответствующего решения в досудебном производстве по уголовному делу предлагается правом применения штрафа наделить начальника органа дознания. Во всех остальных случаях меры уголовно-правового характера предлагается применять только суду. Порядок и сроки применения мер уголовно-правового характера регламентирует проектная глава 51.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 26 статьи 2 законопроекта).
В случае реализации положений данной части законопроекта основная нагрузка в превенции правонарушений ляжет на иные меры уголовно-правового характера, а механизм уголовной ответственности будет включается только когда применение иных мер уголовно-правового характера не достигло своих целей и не оказало достаточного превентивного воздействия на правонарушителя; потерпевшие от преступлений получат дополнительные возможности возмещения вреда, причиненного им в результате преступления, а лица, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, - дополнительные возможности освобождения от уголовной ответственности, что позволит тем из них, к кому будет применена статья 76.2 УК РФ, избежать негативных последствий, связанных с судимостью. В случае применения статьи 76.2 УК РФ в масштабах, сравнимых с применением статьи 50.1 УК РСФСР, от уголовной ответственности может дополнительно освобождаться порядка 25 тысяч лиц.
4. Предлагаемый законопроектом порядок прекращения уголовного преследования по новому основанию, требующий согласия с принимаемым решением руководителя следственного органа или прокурора и предусматривающий обязанность следователя и суда в случае принятия решения в ходе предварительного слушания направлять копию постановления о прекращении уголовного дела прокурору (часть 1 статьи 213, часть 4 статьи 239 УПК РФ), позволяет минимизировать коррупционную составляющую.
Внесение предлагаемых изменений в уголовный и в уголовно-процессуальный законы требует внесения корреспондирующих изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В связи с этим одновременно с данным законопроектом вносится указанный в пункте 1 настоящей пояснительной записки законопроект, в котором предлагается внесение изменений в том числе в указанные законодательные акты.
5. Внесение в действующее законодательство предлагающихся изменений создаст условия для выведения из-под действия уголовного закона или из сферы уголовной ответственности в общей сложности более 300 тысяч человек, что в свою очередь будет способствовать положительным изменениям в социальной структуре общества за счет значительного сокращения числа лиц, имеющих судимость.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" не повлечет за собой дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.