Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 959158-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"
Досье на проект федерального закона
Внесение изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"от 27 декабря 1991 года N 2124-1 (далее - Закон о СМИ) обусловлено проблемой частых отказов органов местного самоуправления в аккредитации журналистов.
В Центр правовой поддержки журналистов ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА регулярно поступают жалобы представителей СМИ по поводу отказов в аккредитации со стороны органов местного самоуправления.
Причиной возникновения подобных ситуаций является несовершенство действующего законодательства о СМИ, в частности, отсутствие в тексте статьи 48 Закона о СМИ, предусматривающей право журналистов на аккредитацию, прямого указания на органы местного самоуправления.
Следует отметить, что попытка устранить эту проблему была предпринята Верховным Судом Российской Федерации. Так, согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" при применении Закона о СМИ судам надлежит принимать во внимание происшедшие с момента вступления этого Закона в силу (8 февраля 1992 года) изменения в законодательстве Российской Федерации, в частности, признание и гарантирование в Российской Федерации местного самоуправления, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, статья 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Таким образом, положения Закона о СМИ, в которых указывается на государственные органы (например, часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 7, часть 4 статьи 18, часть 5 статьи 19, часть 1 статьи 25, часть 2 статьи 35, пункт 2 части 1 статьи 47, статья 56, пункты 3 и 4 части 1 статьи 57, часть 1 статьи 58, пункт 3 части 1 статьи 61), необходимо понимать как относящиеся не только к органам государственной власти и иным государственным органам, но и к органам местного самоуправления.
Однако, приведенные выше разъяснения Пленума Верховного Суда РФ представляют собой лишь правовую позицию Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики применения Закона о СМИ и не являются актом нормативного характера, а, следовательно, не имеют общеобязательной силы.
Таким образом, действующая редакция Закона о СМИ позволяет органам местного самоуправления отказывать журналистам в аккредитации со ссылкой на то, что перечень органов, обязанных предоставлять журналистам аккредитацию, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Учитывая вышеизложенное, в целях исключения дальнейших отказов органов местного самоуправления в аккредитации журналистов, представляется необходимым внести изменения в ст. 48 Закона о СМИ, включив в нее прямое указание на органы местного самоуправления.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.