Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 871036-6 "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации",
внесенный членами Совета Федерации В.В. Рязанским, И.Н. Чернышевым, А.А. Борисовым, В.В. Полетаевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В законопроекте предлагается предоставить организациям право относить на расходы при исчислении налога на прибыль организаций расходы на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работнику, его супруге (супругу), родителям, детям (в том числе усыновленных) и подопечным.
Предлагаемое изменение нуждается в дополнительном обсуждении в виду следующего. Согласно статье 252 Налогового кодекса российской Федерации (далее - НК РФ) расходы организации должны быть экономически оправданными и направлены на осуществление деятельности, связанной с извлечением дохода. Из буквального содержания предлагаемого пункта 24.2 статьи 255 НК РФ следует, что будут учитываться только расходы на оплату услуг туроператоров (турагентов), предоставляемых ими по договорам о реализации туристского продукта, и не будут учитываться расходы на оплату аналогичных туристических услуг, если они оказываются на основании договоров, заключенных работодателем непосредственно с исполнителями данных услуг (гостиницами, перевозчиками, экскурсоводами (гидами) и другими).
В этой связи нуждается в дополнительном обосновании положение о том, почему именно расходы на отдых работника, оказанные через туроператора, являются более экономически оправданными, чем расходы без участия туроператора.
Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с данным положением будут учитываться и расходы на оплату услуг по организации туризма и отдыха, которые оказываются перечисленным в проектируемом положении членам семьи работника (супругу, родителям, детям до 24 лет и бывшим подопечным до 24 лет) отдельно от самого работника.
Также необходимо учитывать, по нашему мнению, что размер расходов на оплату труда являются индикатором для некоторых других расходов, учитываемых для исчисления налога на прибыль организаций, например расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, расходы на добровольное личное страхование, представительские расходы (пункт 5 статьи 262, подпункт 48.2 пункта 1, пункт 2 статьи 264 НК РФ). Изменение размера фонда оплаты труда приведет к изменению указанных расходов, а также к порядку определения сумм налога, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений и головной организации (пункт 2 статьи 288 НК РФ).
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.