Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 957185-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в целях совершенствования отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с учетом правоприменительной практики.
Статьями 14, 16 и 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением отнесено правовое регулирование вопросов благоустройства территорий соответствующих муниципальных образований, включая утверждение правил благоустройства территорий, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Однако в настоящее время органы местного самоуправления сталкиваются с проблемой обеспечения исполнения юридическими и физическими лицами муниципальных правовых актов в сфере благоустройства (правил благоустройства), в том числе в части:
- установления обязанности юридических и физических лиц по выполнению требований по обеспечению чистоты и порядка на прилегающих к зданиям, сооружениям территориях, не находящихся в собственности или на ином вещном праве у данных лиц;
- привлечения к административной ответственности владельцев объектов, не принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве, за нарушение требований по обеспечению чистоты и порядка на прилегающих к указанным объектам территориях.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, обязанность юридических и физических лиц по содержанию прилегающей территории, не находящейся в собственности или на ином вещном праве у данных лиц, может быть возложена на них только в случае их добровольного участия в выполнении этих мероприятий на договорной основе либо на основании требований закона.
Поскольку бремя содержания имущества является элементом правомочий собственника, регулируемых нормами гражданского законодательства, которое в силу пункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации, случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником имущества, могут быть установлены только федеральными законами.
Кроме того, нормы федеральных законов "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предполагают несение всеми лицами, эксплуатирующими различные объекты, прямо или косвенно воздействующие на окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое состояние и благоприятные условия проживания населения, императивных обязанностей по поддержанию в надлежащем состоянии и порядке не только объектов, непосредственно находящихся в их собственности, владении и пользовании, но и прилегающей к ним территории.
В связи с изложенным проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 14, 16 и 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающие отнесение к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением вопросов:
- по установлению требований по содержанию прилегающей территории к зданиям (включая жилые дома), сооружениям и земельным участкам, на которых они расположены, а также определению границы указанной территории;
- по установлению порядка участия в благоустройстве прилегающих территорий лиц, обладающих вещным правом на здания (помещения в них) и сооружения или правом владения и пользования таким имуществом на основании договора с его собственником.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.