Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 957628-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты о выборах и референдумах и иные законодательные акты"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты о выборах и референдумах и иные законодательные акты" (далее - законопроект) предусматривает внесение изменений в различные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие комплекс отношений, связанных с проведением выборов и референдумов в Российской Федерации. Законопроект направлен на решение вопросов, выявленных в ходе мониторинга правоприменительной практики, осуществлявшегося в течение 2014-2015 годов, и совершенствование непротиворечивой правовой базы, которая должна позволить провести выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и совмещенные с ними региональные и муниципальные выборы (по предварительным данным - более 5 тысяч избирательных кампаний) в 2016 году в едином правовом поле.
Предложения по изменению законодательных актов также обусловлены тем, что после издания Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" работа по внесению в законодательные акты Российской Федерации изменений, обусловленных принятием этого Федерального закона, не была проведена в полном объеме.
Изменения, предлагаемые в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (статья 1 законопроекта) направлены на защиту статуса лиц, признанных безработными, но в период подготовки к выборам исполняющих полномочия членов избирательных комиссий. Предлагается исключить из оснований лишения статуса безработного факт исполнения указанных полномочий, и получения в связи с этим соответствующих выплат.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статья 1 законопроекта" следует читать "статья 2 законопроекта"
В Федеральном законе от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (статья 2 законопроекта) предлагается уточнить сроки извещения избирательных комиссий о проведении мероприятий, связанных с выдвижением политической партией или ее структурным подразделением кандидатов, а также внести учесть установленный в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" порядок выдвижения федеральных списков кандидатов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статья 2 законопроекта" следует читать "статья 3 законопроекта"
В статье 4 законопроекта предусматриваются изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), направленные на совершенствование законодательства, необходимость которого выявлена в ходе применения положений указанного Федерального закона при проведении выборов в 2014-2015 гг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статье 4 законопроекта" следует читать "статье 1 законопроекта"
Так, пункт 2 статьи 18 предлагается дополнить положением о том, что в схеме многомандатных избирательных округов необходимо указывать количество мандатов, замещаемых в округе.
Изменения, предлагаемые в статьи 33 и 35 Федерального закона об основных гарантиях, направлены на уточнение статуса кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам избирательным объединением списком, в т.ч. уточняется, что соответствующий гражданин получает статус кандидата после представления в непосредственно в окружную избирательную комиссию предусмотренных законом документов. Также предлагаемые изменения направлены на единообразное использование наименований избирательных объединений на выборах любого уровня, по аналогии с выборами депутатов Государственной Думы.
Пункт 1.4 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях требуется привести в соответствие с действующей редакцией Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", в связи с чем в подпункте е.1 указанного пункта предлагается предусмотреть, что в отношении кандидатуры в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации) представляются сведения, подтверждающие, что данное лицо отвечает предусмотренным частью 1 статьи 2 требованиям о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации либо требованиям, содержащимся в части 3 указанной статьи.
Обеспечению принципа открытости и доступности информации о деятельности избирательных комиссий должно способствовать предложение о включении в Федеральный закон об основных гарантиях (статьи 21 и 30) положений о том, что ЦИК России имеет не только официальное печатное издание, но официальное сетевое издание, а сайт ЦИК России и сайты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации размещаются на едином портале.
В целях обеспечения соблюдения бюджетного и финансового законодательства предлагается статью 29 Федерального закона об основных гарантиях дополнить пунктом 17.1, согласно которому члену комиссии с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, могут компенсироваться за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, в случае если в соответствии с решением комиссии он направляется за пределы населенного пункта, на территории которого расположена комиссия, для исполнения полномочий члена комиссии. Указанная компенсация производится в порядке и размерах, предусмотренных для возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор в государственных органах, органах местного самоуправления (соответственно виду и уровню проводимых выборов, референдума).
Также, с учетом кратких и неизменяемых сроков проведения избирательных кампаний статье 57 Федерального закона об основных гарантиях предлагается предусмотреть возможность закупки у единственного поставщика информационных материалов, размещаемых в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума и помещениях для голосования, услуг по доставке избирательной документации и иных отправлений избирательных комиссий, комиссий референдума. Аналогичные положения предлагается закрепить в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (статья 8 законопроекта). Еще одно изменение предлагаемое в указанный Федеральный закон направлено на возможность реализации положений пункта 19 статьи 28 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, которым предусмотрено, что комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, а также с обеспечением полномочий комиссий, по гражданско-правовым договорам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статья 8 законопроекта" следует читать "статья 7 законопроекта"
В статье 59 Федерального закона об основных гарантиях предлагается предусмотреть, что правило о проведении всех операций по расходованию средств избирательного фонда в безналичном порядке не распространяется на случаи, когда в соответствии с пунктом 11 статьи 58 Федерального закона об основных гарантиях избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета, а представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд в соответствии с пунктом 1 статьи 58 указанного Федерального закона.
Также в преддверии выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, с учетом совмещения с указанными выборами ряда региональных и муниципальных избирательных кампаний назрела необходимость синхронизации норм Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Так, в статье 47 Федерального закона об основных гарантиях предлагается предусмотреть единые правила составления списков государственных и муниципальных организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации (далее - организации СМИ), что должно способствовать укреплению гарантий права кандидатов и избирательных объединений на использование эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации. Также по тексту главы VII Федерального закона об основных гарантиях наряду с такими видами организаций СМИ, как организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, предлагается урегулировать правовой статус сетевых изданий. В том числе предлагается предусмотреть для организаций СМИ всех видов единый агитационный период, который начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени в день, предшествующий дню голосования.
В статье 65 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав предлагается предусмотреть, что в случае совмещения дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы местного самоуправления, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, в ходе которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, не проводится. При проведении указанных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, за исключением выборов, референдума, в котором границы избирательного округа, округа референдума находятся в пределах одного избирательного участка, участка референдума, законом субъекта Российской Федерации должно быть предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.
Приложением N 11 к Федеральному закону предлагается предусмотреть единые для всех выборов контрольные соотношения данных, внесенных в избирательный бюллетень, что позволит синхронизировать процесс подсчета голосов при проведении совмещенных выборов.
Также предлагается в статье 78 Федерального закона в пункте 2 установить единые сроки рассмотрения всех жалоб, поступающих в избирательные комиссии как в ходе выборов, так и в межвыборный период. В частности, с учетом скоротечности избирательных кампаний предлагается предусмотреть, что жалоба на решение избирательной комиссии, комиссии референдума, принятое в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 75 настоящего Федерального закона может, быть подана в период избирательной кампании, кампании референдума в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения, а после завершения избирательной кампании - в течение пятнадцати дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.
Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрены такие меры принудительного исполнения, как обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника в банках и иных кредитных организациях (статья 70) и наложение ареста на денежные средства, находящиеся в банке или иной кредитной организации (статья 81). Изменения предлагаемые в статьи 70, 81 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в статье 5 законопроекта направлены на исключение применения указанных мер в отношении специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума, которое может привести к ограничениям в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме.
В статье 7 законопроекта Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" предлагается дополнить положением, направленным на исключение необходимости маркировки предвыборных агитационных материалов знаком информационной продукции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статье 7 законопроекта" следует читать "статье 6 законопроекта"
В законопроекте предусмотрены изменения в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах депутатов), необходимость которых была выявлена в ходе подготовки к проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
Так, во втором предложении части 8 статьи 39 Федерального закона о выборах депутатов предлагается дополнительно предусмотреть, что в региональные группы могут группироваться граничащие между собой субъекты Российской Федерации и субъект Российской Федерации , не граничащий с другими субъектами Российской Федерации, или два субъекта Российской Федерации, один из которых не граничит с другими субъектами Российской Федерации.
В статье 68 в части 3 предлагается предусмотреть, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не вправе осуществлять работы (оказывать услуги) по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов.
В целях обеспечения прозрачности расходования средств избирательных фондов статью 74 Федерального закона о выборах депутатов предлагается дополнить частью 10.1, предусматривающей, что соответствующие сведения размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации на своих официальных сайтах в сети "Интернет" в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Обеспечению прав инвалидов должна способствовать норма, предусматривающая, что при оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться предусмотренные законодательством Российской Федерации условия для беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, являющихся инвалидами, и голосования в нем. При проведении голосования осуществляется оказание помощи таким лицам в целях реализации ими активного избирательного права с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, предусмотренная к включению в предусмотренная в статью 78 Федерального закона о выборах депутатов.
В связи с имеющимися случаями включения в избирательный бюллетень кандидатов, имеющих одинаковые фамилии, имен, отчества в статье 79 Федерального закона о выборах депутатов предлагается предусмотреть, что если фамилии, имена и отчества двух или более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в избирательном бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов, при этом если один или более кандидатов меняли фамилию и (или) имя и (или) отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата. Аналогичную норму предлагается включить в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты о выборах и референдумах и иные законодательные акты"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты о выборах и референдумах и иные законодательные акты" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты о выборах и референдумах и иные законодательные акты"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты о выборах и референдумах и иные законодательные акты" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.