Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 957615-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать эти земельные участки в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. В настоящее время в связи с неиспользованием земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства в течение трех лет подряд и более земельный участок может быть принудительно изъят в судебном порядке и выставлен на торги с целью его продажи. В этот период (3 года подряд и более) не включается время, необходимое для освоения земельного участка, а также время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В настоящее время в России складывается неблагоприятная ситуация по поводу безответственности собственников земель сельхозназначения по использованию этих земель. Порой, владея таким земельным участком, собственники не придают особого значения тому факту, что земля - это природный объект, который находится под защитой и охраной государства.
Бездействие собственников земельных участков, выражающееся в необработке земель, приводит к снижению плодородности земли и ухудшению экологической обстановки, что весьма негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий. В то же время государству невыгодно изымать землю у недобросовестных собственников или приобретать в государственную собственность, так как эти земельные участки, огромные неразвитые территории, необходимо обрабатывать.
Земля - это всеобщее богатство, достояние народов Российской Федерации. Важно отметить, что десятая часть мировых сельскохозяйственный земель находится на территории России. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков. Таким образом, необходимо использовать земельный ресурс строго по прямому назначению, на благо граждан и государства, а также не причинять вред землям сельхозназначения как природному объекту.
По информации Управления Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям, только за первое полугодие 2015 года выявлено 123 факта нарушения земельного законодательства, связанных с неиспользованием земель сельхозназначения, на площади около 6,3 тыс. га. Соответственно вынесено 123 постановления о привлечении к административной ответственности на общую сумму более 11,5 млн. рублей.
Исходя из вышесказанного, следует еще раз обратить внимание на важность совершенствования законодательства в части оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. При этом большое значение имеет не столько применение санкций в виде наложения штрафа, сколько побуждение собственников земельных участков заниматься обработкой сельскохозяйственных земель. По нашему мнению, важно сделать ставку на наиболее полное вовлечение в хозяйственный оборот всех земель сельхозназначения на территории России.
Настоящий проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предлагает внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предлагается обязать собственников земельных участков из земель сельхозназначения сдавать в безвозмездную аренду такие земельные участки на срок от 5 лет и более. При этом собственник самостоятельно должен найти арендатора в течение года в случае неиспользования земельного участка от трех лет и более.
Подразумевается, что данное изменение позволит стимулировать собственников земельных участков к скорейшему возделыванию земли.
В настоящее время законодательством определено, что принудительно изъятый земельный участок органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в судебном порядке) может быть выставлен на продажу с публичных торгов. К сожалению, такой земельный участок может приобрести другой недобросовестный собственник или не приобрести никто. Такая ситуация является крайне нежелательной.
В связи с этим проектом федерального закона предлагается ввести в действие существующую декларативную норму Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что безвозмездное изъятие у собственника имущества может быть произведено в административном порядке (часть 2 статьи 243).
Так, проектом федерального закона предусмотрено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть безвозмездно изъят у его собственника уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора в случае, если в течение трех и более лет подряд он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (конфискация) и не передан в безвозмездную аренду. Такое изъятие будет осуществляться в пользу иного добросовестного правообладателя земельного участка по его заявлению и только в случае неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания. При этом уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного будет наделен полномочием по ведению реестра добросовестных правообладателей земельных участков.
Что касается принудительного изъятия земельного участка в судебном порядке, то этот случай, как крайняя мера воздействия на собственников земельных участков, будет возможен только если в течение трех и более лет подряд он не используется для ведения сельхозпроизводства, в течение года не передан в безвозмездную аренду, а также, если земельный участок не конфискован в пользу иного добросовестного правообладателя земельного участка.
Также законопроектом предлагается исключить положение о том, что срок, по истечении которого неиспользуемый земельный участок может быть изъят, начинает исчисляться со дня возникновения у собственника, не использующего земельный участок, права собственности на этот земельный участок.
Нововведения, предлагаемые данным проектом федерального закона, позволят в более ускоренном порядке вовлечь в оборот земельные участки, не используемые по целевому назначению, путем передачи их тем правообладателям земельных участков, кто хочет и может работать на землях сельхозназначения.
Принятие законопроекта приведет к положительным тенденциям, будет стимулировать собственников земельных участков осваивать земельные участки и не приводить землю в непригодную для использования категорию.
В целом принятие законопроекта позволит усовершенствовать механизм вовлечения в оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые не используются для ведения сельскохозяйственного производства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует приостановления, внесения изменений либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия постановлений Правительства Российской Федерации:
1) "Об утверждении Порядка изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (конфискации)";
2) "Об утверждении Порядка ведения реестра добросовестных правообладателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.