Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 954176-6 "О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Досье на проект федерального закона
В целях воспрепятствования утрате документов кредитных организаций, создаваемых в электронном виде, целью которой, как правило, является сокрытие неправомерных действий руководства и собственников кредитных организаций, статьей 40.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон) предусмотрена обязанность кредитных организаций отражать все осуществленные операции и иные сделки в электронных базах данных, которые позволяют обеспечить хранение содержащейся в них информации не менее чем пять лет с даты включения ее в электронные базы данных на электронных носителях и возможность доступа к такой информации по состоянию на каждый операционный день.
Обеспечение хранения информации, содержащейся в электронных базах данных, осуществляется также путем создания их резервных копий.
Указанной статьей Федерального закона также предусмотрена обязанность Банка России по направлению в кредитную организацию требования о создании и передаче на хранение в Банк России резервных копий электронных баз данных исключительно в случае возникновения у кредитной организации оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона.
При этом в практике применения статьи 40.1 Федерального закона имеются случаи неисполнения кредитными организациями вышеуказанного требования Банка России, а также случаи непередачи бывшим руководством кредитных организаций электронных баз данных на электронных носителях и их резервных копий временным администрациям по управлению кредитными организациями, у которых отозваны лицензии, и конкурсным управляющим (ликвидаторам) кредитных организаций.
В таких условиях проведение конкурсными управляющими (ликвидаторами) работы по поиску, выявлению и возврату активов ликвидируемых кредитных организаций зачастую затрудняется либо представляется невозможным.
Норма, определяющая, что Банк России направляет в кредитную организацию требование о создании и передаче на хранение в Банк России резервных копий электронных баз данных исключительно в случае возникновения у кредитной организации оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, может быть причиной того, что получение кредитной организацией такого требования является своего рода сигналом для осуществления негативных действий, влекущих искажение или уничтожение информации, подлежащей отражению в электронных базах данных и их резервных копиях.
Учитывая изложенное, предлагается внести в статью 40.1 Федерального закона изменение, предусматривающее расширение оснований для направления Банком России в кредитную организацию требования о создании и передаче на хранение в Банк России резервных копий электронных баз данных и предоставление Банку России права направлять такое требование в иных, не связанных с отзывом у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, случаях, а именно принятия в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" решения о введении ограничения на осуществление кредитной организацией отдельных операций и (или) о введении запрета на осуществление отдельных банковских операций, введения в соответствии со статьей 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц, возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации, установленных статьей 189.10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", и принятия решения о направлении в кредитную организацию представителей Банка России и государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) в целях проведения анализа финансового положения кредитной организации для решения вопроса о целесообразности направления в Агентство предложения Банка России об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или предложения об участии в урегулировании обязательств кредитной организации в порядке, предусмотренном статьей 189.47 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Принятие законопроекта позволит снизить вероятность утраты информации, подлежащей отражению кредитными организациями в электронных базах данных на электронных носителях и их резервных копиях, при направлении соответствующего требования Банком России.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, необходимых для обеспечения действия его норм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.