Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 954119-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему, а также Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации представляют в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему (далее - Соглашение), а также Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (далее - Протокол).
Между Россией и Китаем действует аналогичное Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 27 мая 1994 года, однако развитие двусторонних экономических связей и международные тенденции в области налогообложения, в частности, касающиеся обмена информацией и борьбы со злоупотреблениями, привели к обоюдному желанию компетентных органов Договаривающихся государств внести в него ряд коррективов. Ввиду значительного числа предложенных изменений стороны пришли к выводу о целесообразности заключения нового соглашения вместо протокола о внесении поправок в действующее.
При проведении переговоров по проекту нового соглашения российская сторона основывалась на Типовом соглашении между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 84. Стороны также руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Основной целью заключения Протокола является освобождение от налогообложения у источника выплаты в одном Договаривающемся государстве процентов, выплачиваемых по кредитам и займам, предоставленных банками другого Договаривающегося государства. В условиях санкций, введенных в отношении Российской Федерации Европейским Союзом, США и другими государствами, данная мера позволит российским заемщикам снизить затраты по привлечению и обслуживанию кредитов китайских банков.
Протокол вступает в силу с даты последнего из уведомлений о выполнении договаривающимися государствами процедур, необходимых для его вступления в силу.
Основными положениями Соглашения и Протокола являются:
Сфера применения Соглашения и Протокола
Соглашение и Протокол распространяются на налоги, взимаемые с общей суммы дохода или отдельных элементов дохода лиц, имеющих местожительство, постоянное местопребывание, место управления, место регистрации в Российской Федерации или в КНР, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества и налоги на общую сумму заработной платы, выплачиваемой предприятиями.
Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности
Соглашение и Протокол предусматривают, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного Договаривающегося государства производится в другом Договаривающемся государстве, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через расположенное в нем постоянное представительство. При этом в отношении деятельности на строительном или монтажном объекте установлено, что такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства, если указанные объекты существуют более 18 месяцев, а в отношении оказания услуг - если такие услуги оказываются в течение 183 дней в любом 12-месячном периоде.
Налогообложение доходов от имущества
Доходы от недвижимого имущества могут облагаться налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится.
Прибыль, полученная предприятием Договаривающегося государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом государстве.
Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного государства, резиденту другого государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
Однако такие дивиденды могут также облагаться налогами в Договаривающемся государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого государства, но:
если дивиденды выплачиваются компанией, являющейся резидентом России, резиденту КНР, имеющему фактическое право на дивиденды, то в России взимаемый таким образом налог не должен превышать:
(i) 5 процентов общей суммы дивидендов, если лицом, имеющим фактическое право на них, является компания (не являющаяся товариществом), которая прямо владеет не менее чем 25 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды, и эта доля участия в капитале составляет не менее 80000 евро или эквивалентную сумму в любой другой валюте;
(ii) 10 процентов общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.
Налогообложение процентов
Налогообложение процентов будет осуществляться в соответствии с Протоколом, согласно положениям которого исключительное право на налогообложение процентов предоставлено государству, резидентом которого является получатель процентов.
Протокол подписан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 30 августа 2014 г. N Пр-2088 об эффективности привлечения финансирования на азиатских финансовых рынках и поручений Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2014 г. N АД-П13-6795 и от 25 сентября 2014 г. N ИШ-П13-7270.
В условиях санкций, введенных в отношении Российской Федерации Европейским Союзом, США и другими государствами, данная мера позволит российским заемщикам снизить затраты по привлечению и обслуживанию кредитов китайских банков.
Налогообложение доходов от авторских прав и лицензий
Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном государстве и выплачиваемые резиденту другого государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
Однако такие доходы могут также облагаться налогом в том государстве, в котором они возникают, но если их фактический получатель является резидентом другого государства, то взимаемый налог не должен превышать 6 процентов от общей суммы доходов от авторских прав и лицензий.
Налогообложение доходов физических лиц
Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение 12-месячного периода.
Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, эксплуатируемых в международных перевозках, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров и студентов.
Ограничение льгот
Соглашение содержит положения, позволяющие отказать резиденту Договаривающегося государства в предоставлении льгот по снижению или освобождению от уплаты налогов, если главной целью или одной из главных целей такого резидента или лица, связанного с ним, было получение упомянутых льгот.
Обмен информацией
Соглашение регулирует вопросы обмена информацией между компетентными органами Договаривающихся государств.
В соответствии с современными требованиями международного сотрудничества в налоговой области Соглашение содержит ряд положений, которые позволяют Российской Федерации повысить эффективность обмена налоговой информацией между налоговыми органами России и КНР по налогам любого вида и рода, включая косвенные.
Так, Соглашение содержит положения, не позволяющие отказать в предоставлении информации, запрашиваемой другим государством, только на основании отсутствия заинтересованности в такой информации у запрашиваемого государства для собственных налоговых целей, а также на основании того, что такой информацией располагают банки и иные кредитные организации, номинальные держатели, агенты, доверительные управляющие или если такая информация относится к правам владения каким-либо лицом.
Другие положения
Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации. Соглашение регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров в случае, когда действия одного или обоих Договаривающихся государств приводят или приведут к его налогообложению не в соответствии с положениями заключенного соглашения.
Соглашение определяет методы устранения двойного налогообложения. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение и Протокол подлежат ратификации, поскольку они содержат правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том, что касается налогообложения дивидендов, процентов, доходов от авторских прав и лицензий, прибыли от международных перевозок, полученных юридическими и физическими лицами Договаривающихся государств.
Соглашение и Протокол будут способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и КНР, привлечению взаимных инвестиций. Реализация Соглашения и Протокола не потребуют дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета, а получение российскими налоговыми органами возможности запрашивать интересующую информацию от аналогичных китайских органов приведет к выявлению дополнительных источников налоговых поступлений в соответствующие бюджеты.
Положения Соглашения и Протокола к нему и Протокола соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему, а также Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"
Реализация Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему, а также Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему, а также Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему, а также Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему, а также Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему, а также Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.