Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждаю
Аудитор Счетной палаты
______________ В.С. Катренко
"20" августа 2015 г.
Заключение Счетной палаты РФ
от 20 августа 2015 г N 11-959/1103
на пояснения Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации А.В. Дроздова к акту по результатам контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и отчета об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год, представленного Правительством Российской Федерации Счетной палате РФ в Пенсионном фонде РФ"
Текст в акте по результатам контрольного мероприятия |
Текст замечаний (пояснений) |
Решение, принятое по итогам рассмотрения замечаний (пояснений) |
В соответствии с пунктом 23 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 741 Отделения ПФР в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем принятия соответствующего решения, должны осуществить выплаты правопреемникам. Вместе с тем, Фондом в январе, феврале, марте, апреле, августе, октябре 2014 года перечисление средств для выплат пенсионных накоплений правопреемникам в сумме 1 468 757,1 тыс. рублей осуществлено несвоевременно, что не позволило Отделениям ПФР в установленные сроки осуществлять выплаты правопреемникам. Так, Фондом по распоряжению от 20 января 2013 г. N 14р были перечислены в Отделения ПФР средства пенсионных накоплений в сумме 206 901,5 тыс. рублей, по распоряжению от 13 февраля 2014 г. N 52р - 220 848,1 тыс. рублей, по распоряжению от 17 марта 2014 г. N 99р - 217 577,9 тыс. рублей, по распоряжению от 16 апреля 2014 г. N 147р - 226 200,7 тыс. рублей, по распоряжению от 15 августа 2014 г. N 335р - 385 025,9 тыс. рублей, 14 октября 2014 г. N 452р - 212 203,0 тыс. рублей. В целях обеспечения соблюдения установленного срока для выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц было принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 711 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов", согласно которому с 1 января 2015 года выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц осуществляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято соответствующее решение. |
По вопросу несвоевременного перечисления средств для выплат пенсионных накоплений правопреемникам необходимо сообщить, что Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 741 предусматривали в 2014 году осуществление выплаты правопреемникам в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем принятия соответствующего решения. Учитывая, что осуществление выплат правопреемникам требует направления управляющим компаниям уведомлений (требований) об отзыве средств пенсионных накоплений и осуществления контроля за перечислением средств, в целях обеспечения соблюдения установленного срока для выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц было принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 711 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов", согласно которому, с 1 января 2015 года выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц осуществляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято соответствующее решение. |
Вопрос выплаты Пенсионным фондом правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений урегулирован с 1 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 711 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов"
Пояснение принимается во внимание. |
Планом проведения НИР на 2014 год (далее - План НИР), утвержденным постановлением Правления ПФР от 7 марта 2014 г. N 30п, предусмотрено выполнение 13 работ на общую сумму 128 400,0 тыс. рублей. Постановлением правления ПФР от 28 августа 2014 г. N 345п одна тема НИР исключена, а в название двух тем внесены изменения. После внесения указанных изменений сумма средств на проведение НИР составила 112 500,0 тыс. рублей. В результате проведения конкурсных процедур стоимость заключенных на проведение НИР государственных контрактов снизилась на 9 995,0 тыс. рублей (8,9%) и составила 102 505,0 тыс. рублей. |
Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрены бюджетные ассигнования на прикладные научные исследования в области социальной политики в размере 130 млн. руб. В рамках указанных бюджетных ассигнований, Фондом в 2014 году проведено 12 научно-исследовательских работ на сумму 102,5 млн. руб. При этом снижение цены в результате конкурсных процедур от первоначальной НМЦК составило 9;4% (11,05 млн. руб.). |
Первоначально План НИР на 2014 год предусматривал выполнение 13 работ на сумму 128 400,0 тыс. рублей. Постановлением правления ПФР от 28 августа 2014 г. N 345п План НИР был скорректирован путем исключения из плана одной темы и внесение изменений в две темы. После внесения указанных изменений сумма средств на проведение НИР составила 112 500,0 тыс. рублей. Снижение цены в результате заключения конкурсных контрактов на 9 995,0 тыс. рублей рассчитано от стоимости всех работ, сложившейся после корректировки Плана НИР. Пояснение принимается во внимание. |
Разработка предложений по повышению уровня участия страхователей и застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования за счет мер по сокращению неформальной занятости и скрытой оплаты является компетенцией Минтруда России. Целью проведения НИР по Теме 6 является определение перспективных направлений использования субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения. Результаты работы, проведенной в 2014 году, Фонд предполагал использовать, начиная с 2015 года. При этом средства на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации в бюджете Фонда на 2016-2017 годы не предусмотрены. В связи с этим имеется риск невостребованности результатов НИР по данной тематике. Разработка предложений по направлениям социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, а также определение направлений модернизации системы социального обслуживания пожилых людей является компетенцией Минтруда России. В ходе контрольного мероприятия выявлены системные недостатки в организации работы по использованию результатов проведенных в 2014 году НИР: - планы внедрения НИР отсутствуют по темам 4, 6, 9, 10, 11, 12; - проверить степень внедрения НИР, а также оценить эффект от использования полученных результатов не представляется возможным, сроки исполнения мероприятий по внедрению отнесены на 2015 - 2017 годы по темам 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12; - разработка НИР велась без учета изменений нормативных правовых актов по вопросам пенсионного обеспечения, вступивших в силу с 1 января 2015 года; - требуется корректировка планов внедрения НИР по Теме 2, нарушены сроки внедрения НИР по Теме 3, не исполнено техническое задание по Теме 5. |
Подготовка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации на основании соответствующих поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и в соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30, а также Регламентом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным приказом Минтруда России от 27.03.2013 N 123н. Осуществляя подготовку законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ПФР также готовит необходимые к ним материалы, предусматривающие механизмы реализации проектов на практике, а также иные материалы, включая пояснительную записку, финансово-экономическое обоснование, перечни нормативных правовых актов, необходимых для реализации соответствующего проекта федерального закона. Следует также отметить, что ПФР, являясь правоприменительным органом, осуществляет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" мониторинг правоприменения в Российской Федерации по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности ПФР. К компетенции ПФР отнесены функции по осуществлению администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). Также к компетенции ПФР отнесены функции по предоставлению субсидий из бюджета ПФР бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров (постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 456). Таким образом, разработка предложений по повышению уровня участия страхователей и застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования за счет мер по сокращению неформальной занятости и скрытой оплаты труда, а также определение перспективных направлений использования субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения были осуществлены ПФР в целях реализации установленных полномочий. |
В Технических заданиях по исполнению НИР по указанным темам сформулированы цели, выходящие за рамки компетенции ПФР. ПФР является только оператором программы по повышению уровня участия страхователей и застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования за счет мер по сокращению неформальной занятости и скрытой оплаты труда. При этом Фонд вправе вносить предложения по указанной теме на основании правоприменительной практики. Разработка НИРов в целях принятиях мер в данной сфере выходит за рамки компетенции Фонда. Результаты НИР по теме "Разработка наиболее эффективных моделей системы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в субъектах РФ на условиях софинансирования" предполагается использовать, начиная с 2015 года. При этом средства на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации в бюджете Фонда на 2016-2017 годы не предусмотрены. Фонд является главным распорядителем средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Разработка эффективных моделей совершенствования системы социального обслуживания населения, в том числе деятельности учреждений социального обслуживания населения не входит в компетенцию Фонда. Данные полномочия осуществляются Минтрудом России и субъектами Российской Федерации. Пояснение принимается во внимание. |
При заключении 10 из 12 государственных контрактов (83%) способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) избран затратный метод. При определении начальной (максимальной) цены контракта Департаментами ПФР были использованы десять показателей расходов, в том числе по Теме 1 - 3 показателя; по Теме 3-5 показателей; по Теме 4-4 показателя; по Теме 5-3 показателя; по Теме 6-4 показателя; по Теме 8-5 показателей; по Теме 9-6 показателей; по Темам с 10, 11 и 12-4 показателя. По Теме 8 начальная (максимальная) цена контракта составила 5 000,0 тыс. рублей. При ее определении в расчет был включен НДС в размере 18% от стоимости НИР (769,06 тыс. рублей). Анализ представленных данных показывает, что практически по всем темам (1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12), для которых начальная (максимальная) цена контракта определялась при помощи затратного метода, показатели предполагаемого количества необходимых научных работников и продолжительности рабочего времени значительно расходятся с фактическими данными, полученными по итогам выполнения НИР. Так по Теме 1 расчетное значение больше фактического на 53%, по Теме 4 - на 67%, по Теме 5 - на 78%, по Теме 6 - на 81%, по Теме 8 - на 32%, по Теме 9 - на 82%, по Теме 10 - на 96%, по Теме 11 - на 94%, по Теме 12 - на 97%. В результате прогнозная стоимость оплаты труда при расчетах начальной (максимальной) стоимости НИР была завышена от 32% до 97% по сравнению с фактическими расходами по исполнению НИР в соответствии с государственными контрактами (в среднем на 66%). При определении начальной (максимальной) цены контракта по НИР в Фонде имеются риски завышения стоимости работ. При корректном определении объема трудозатрат по исполнению 10 указанных НИР затраты на оплату труда сотрудников могли составить 20 320,3 тыс. рублей, а общая стоимость государственных контрактов составила бы 34 382,9 тыс. рублей. Экономия средств бюджета ПФР могла составить 48 422,1 тыс. рублей (58,5%). При расчете трудоемкости в обоснованиях начальной (максимальной) стоимости государственных контрактов по Теме 10 и Теме 11 допущены ошибки. В обосновании по Теме 10 общая трудоемкость указана в размере 188 чел/мес, а в соответствии с данными о стоимости работ и средней стоимости единицы рабочего времени из того же обоснования трудоемкость составляет 146 чел/мес, (на 23% меньше). В обосновании по Теме 11 общая трудоемкость указана в размере 107 чел/мес, а по расчету - 90,3 чел/мес. (на 16% меньше). |
Обоснование НМЦК по 10 темам НИР из 12 осуществлялось Фондом затратным методом в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (утв. Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567). При обосновании НМЦК расчет затрат на оплату груда работников, непосредственно занятых созданием научно-технической продукции (фонд оплаты труда), осуществлялся на основе укрупненных показателей затрат рабочего времени (трудоемкости) на выполнение объема работ, предусмотренных техническим заданием, и единицы стоимости рабочего времени специалистов, привлекаемых для выполнения работ (из официальных источников статистической информации). Действующее законодательство Российской Федерации не содержит нормативно установленных требований к порядку определения трудоемкости при обосновании НМЦК затратным методом по государственным и муниципальным контрактам, предметом которых является выполнение научно-исследовательских работ. Прогнозная стоимость оплаты труда, которая определена исходя из количества лиц подписавших отчет о НИР (по темам 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12), не может свидетельствовать о завышении Фондом стоимости работ по НИРам. По результатам проведения открытого конкурса заказчик обязан заключить государственный контракт с победителем конкурса. По результатам исполнения обязательств по контракту заказчик обязан принять результат работ и оплатить его стоимость. Выполнение НИР меньшим количеством сотрудников Исполнителя, чем указано им в составе конкурсной заявки, не является основанием для отказа заказчиком в приемке результата работ по государственному контракту, не является основанием для внесения изменений в государственный контракт в части уменьшения стоимости выполняемой НИР, а также не является основанием для расторжения государственного контракта на выполнение НИР. Правовых оснований требовать заказчиком от Исполнителя по НИРу участия в работе сотрудников исполнителя, для подтверждения обоснованности расчета НМЦК по трудоёмкости, нет определенного количества |
При определении начальной (максимальной) цены контрактов Фондом применены 10 различных показателей, причем единообразный подход при их применении отсутствует. По теме 8 при определении НМЦК включен также НДС. В обоснованиях НМЦК трудозатраты исполнителей рассчитаны с завышением в среднем на 66%. В обосновании по теме 10 указаны два показателя трудоемкости, различающиеся на 23%, в обосновании по теме 11 также указаны два показателя трудоемкости, различающиеся на 16%.
Пояснение принимается во внимание. |
В ходе контрольного мероприятия выявлены системные недостатки в организации работы по использованию результатов проведенных в 2014 году НИР: - планы внедрения НИР отсутствуют по темам 4, 6, 9, 10, 11, 12; - проверить степень внедрения НИР, а также оценить эффект от использования полученных результатов не представляется возможным, сроки исполнения мероприятий по внедрению отнесены на 2015 - 2017 годы по темам 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12; - разработка НИР велась без учета изменений нормативных правовых актов по вопросам пенсионного обеспечения, вступивших в силу с 1 января 2015 года; - требуется корректировка планов внедрения НИР по Теме 2, нарушены сроки внедрения НИР по Теме 3, не исполнено техническое задание по Теме 5. |
Реализация результатов всех научно-исследовательских работ, в Пенсионном фонде Российской Федерации, производится в соответствии с планами внедрения. Все отчеты по научно-исследовательским работам в установленном порядке зарегистрированы в Федеральном фонде непубликуемых источников научно-технической информации. |
Фондом не представлены планы внедрения НИР по шести темам. Корректировка плана внедрения НИР требуется по одной теме. Имеют место факты не исполнения технических заданий по разработке НИР и нарушения сроков внедрения НИР. Пояснение принимается во внимание. |
Руководитель контрольного мероприятия |
С.Б. Немцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.