Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 962487-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правил налогообложения операций, совершаемых через сеть "Интернет", по продаже иностранными компаниями российским потребителям прав доступа к базам данных, программного обеспечения, игр, музыкальных произведений, книг, видеопродукции и тому подобное (далее - контент).
В настоящее время на российском рынке складывается ситуация, при которой российским потребителям выгоднее приобретать контент у иностранных компаний, поскольку его стоимость в этом случае не включает в себя налог на добавленную стоимость. По этой же причине данные услуги российских организаций становятся менее привлекательными.
В результате иностранные поставщики поставлены в более выгодное положение по сравнению с российскими компаниями.
Следует отметить, что в международной практике правила налогообложения налогом на добавленную стоимость электронных услуг уже сформированы и базируются на том, что налогообложение электронных услуг производится на территории того государства, в котором проживает потребитель, в соответствии с национальным законодательством.
Данный подход обеспечивает равные условия для национальных и иностранных компаний, реализующих контент конечным потребителям, нивелируя налоговые преимущества для иностранных организаций, в том числе расположенных в низконалоговых или безналоговых юрисдикциях.
Такие правила применяются в Европейском Союзе, Южной Корее, Японии.
Законопроектом предлагается введение на территории Российской Федерации аналогичного механизма налогообложения электронных услуг.
Для реализации указанного механизма законопроектом предлагается внести следующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации:
установить особенности постановки на учет в налоговом органе иностранных компаний, реализующих электронные услуги;
установить возможность использования личного кабинета налогоплательщика иностранной компанией, реализующей электронные услуги, для представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, иных документов, получения от налогового органа документов (информации);
установить особенности проведения камеральной налоговой проверки в отношении иностранных организаций, осуществляющих электронные услуги;
установить особенности налогообложения налогом на добавленную стоимость электронных услуг, оказываемых иностранными организациями.
Кроме того, введение предлагаемого подхода само по себе не приведет к достижению желаемого эффекта без внесения изменений в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому операции по реализации исключительных прав на программы для электронно-вычислительных машин и базы данных освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В этой связи законопроектом предлагается отменить указанную преференцию.
Одновременно в качестве компенсационной меры для российских организаций, осуществляющих продажу контента через Интернет, предлагается предусмотреть право принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость при оказании электронных услуг, местом реализации которых не признается Российская Федерация. В этих же целях предлагается установить специальную налоговую преференцию по налогу на прибыль организаций: расходы, непосредственно связанные с получением доходов от продажи контента, могут признаваться для целей налогообложения прибыли в размере, превышающем сумму фактических затрат.
Принятие законопроекта создаст основы для администрирования указанной отрасли в целом и, в частности, будет сформирована нормативно-правовая основа для дальнейшего совершенствования режима налогообложения в сфере информационных технологий.
Кроме того, принятие законопроекта позволит усовершенствовать систему администрирования налога на добавленную стоимость, устранить неравенство в налогообложении налогом на добавленную стоимость российских и иностранных организаций и приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О Внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" по данным статистической налоговой отчетности 2015 года и экспертным оценкам приведет в 2017 году к росту доходов бюджета на 52,8 млрд. рублей, в том числе за счет включения в число налогоплательщиков налога на добавленную стоимость иностранных лиц - 52,6 млрд. рублей, за счет отмены льготы по налогу на добавленную стоимость с учетом предоставления российским организациям права принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость при оказании электронных услуг, местом реализации которых не признается Российская Федерация, и предоставления преференции по налогу на прибыль - 0,2 млрд. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.