Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 961795-6 "О внесении изменений в статьи 39.2 и 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О Введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.2 и 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" направлен на изменение объема полномочий органов местного самоуправления различного уровня в части предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) с 1 марта 2015 года в случае, если на территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, органы местного самоуправления такого поселения приобретают право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (статья 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). До 1 марта 2015 года данные полномочия исполнялись органами местного самоуправления муниципальных районов.
Необходимость передачи полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, от муниципальных районов поселениям на момент принятия Закона N 171-ФЗ была обоснована тем, что вопросы местного значения в области градостроительной деятельности как взаимосвязанные с полномочиями в области земельных отношений были закреплены именно за органами местного самоуправления поселений, а не за муниципальными районами (пункт 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации). В связи с этим представлялся правильным подход, при котором полномочия в области земельных отношений и градостроительной деятельности исполнялись одним и тем же органом местного самоуправления, что обеспечивало бы комплексное регулирование вопросов предоставления земли и размещения объектов капитального строительства в границах муниципальных образований.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть полномочий органов местного самоуправления сельских поселений по решению вопросов местного значения, в том числе полномочия в области градостроительной деятельности (утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений) передана на уровень муниципальных районов. При этом полномочия городских поселений остались в неизменном виде.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 383-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" органы местного самоуправления сельских поселений лишены доходов от продажи или аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (ранее в бюджеты сельских поселений поступало 50% таких доходов). Со дня вступления в силу данного закона все доходы от сделок с такими земельными участками поступают в бюджеты муниципальных районов.
После произошедших изменений в законодательстве Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов стали сообщать о том, что органы местного самоуправления поселений не способны исполнять полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, ввиду отсутствия необходимых финансовых средств и кадровых ресурсов.
Кроме того, в результате запрошенной у органов местного самоуправления поселений информации о возможности исполнения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (всего направлено 3189 запросов в органы местного самоуправления поселений, расположенных в субъектах Российской Федерации, которыми либо были внесены соответствующие законодательные инициативы (Алтайский край, Липецкая область) либо направлены соответствующие обращения (Волгоградская область, Воронежская область, Калужская область, Курганская область, Мурманская область, Республика Удмуртия, Челябинская область) 86,4% сельских поселений высказались за необходимость возврата полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления муниципальных районов. По городским поселениям такой показатель составил 53,7%.
На основании вышеизложенного, предлагается полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, вернуть от органов местного самоуправления сельских поселений органам местного самоуправления муниципальных районов.
При этом в отношении городских поселений предлагается данные полномочия сохранить, во-первых, ввиду того, что почти половина опрошенных городских поселений сообщили о возможности их исполнения, а также ввиду того, что в соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации в местные бюджеты городских поселений поступают денежные средства от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также доходов в связи с перераспределением земель и земельных участков и в связи с заключением соглашений об установлении сервитута. Кроме того, в настоящее время в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городских поселений также осуществляют решение вопросов местного значения в области градостроительной деятельности.
Такой подход позволит реализовать первоначальную идею о сосредоточении полномочий в области градостроительной деятельности и земельных отношений в компетенции органов местного самоуправления одного уровня. Данная идея поддержана и Правительством Российской Федерации (поручение заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 28 сентября 2015 года ДК-П13-6580).
Учитывая, что с принятием Закона N 171-ФЗ компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется положениями статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предлагается данную статью дополнить соответствующими нормами. При этом исключительные случаи, когда земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаются иные органы государственной власти (в том числе федеральные) предлагается сохранить в виде исключений в статье 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.2 и 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.2 и 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.2 и 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.2 и 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.