Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике
на проект федерального закона N 809925-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 809925-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения" и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях повышения эффективности системы реагирования на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и возникающие чрезвычайные ситуации, создание дополнительных условий для своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях через сети связи и средства массовой информации.
Законопроект предлагает дополнить Федеральный закон "О связи" новой статьей 66.1, обязывающий операторов связи оповещать и информировать население о чрезвычайных ситуациях.
Также законопроектом вносятся изменения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", предусматривающие обязательства средств массовой информации по обращению органов государственной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в эфир сигналы оповещения и (или) экстренную информацию об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Предлагаемые в законопроекте изменения определяют полномочия в указанной сфере Правительства Российской Федерации, уточняют обязанности операторов связи и редакций средств массовой информации по обеспечению передачи сигналов оповещения и экстренной информации при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также при осуществлении мероприятий профилактического характера, направленных на повышение уровня информированности и готовности населения к чрезвычайным ситуациям.
Комитет концептуально поддерживает данный законопроект.
Вместе с тем, требуют уточнения порядок и условия заключения возмездных договоров, в соответствии с которыми операторы связи осуществляют информирование пользователей услугами связи, а также возможность (или ее отсутствие) отказа операторов от заключения такого договора.
Также необходимо привести абзац второй статьи 2 законопроекта, предусматривающий выпуск только в эфир сигналов оповещения в соответствие с абзацем четвертым статьи 1 (пункт 2 проектируемой статьи 66.1) в части "оказания услуг связи для целей эфирного и (или) кабельного вещания".
Законопроектом предусматривается совокупность критериев для определения технической возможности по использованию объектов инженерной инфраструктуры для размещения на них специализированных технических средств оповещения и информирования населения, одним из которых является "отсутствие необходимости реконструкции или расширения действующего объекта инженерной инфраструктуры, принадлежащего оператору на праве собственности". При этом отмечаем, что указанные объекты могут принадлежать не только на праве собственности (аренда, субаренда и т.д.). Другим критерием предусматривается "сохранение условий электроснабжения оборудования (установленной категории надежности электроснабжения и качества электроэнергии), размещенного на объекте инженерной инфраструктуры". Понятие "установленной категории надежности электроснабжения и качества электроэнергии" не предусмотрено законопроектом и действующим законодательством, в связи с чем, требуется доработка. Обращаем внимание на необходимость регламентации порядка расходов по использованию оборудования, расходов электроэнергии и т.д. (пункт 4 проектируемой статьи 66.1).
Кроме того, необходимо соотнести нормы законопроекта с положениями Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которым определены порядок предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей (статьи 10, 11, 14), а также Федерального закона "О гражданской обороне" в части понятий "военные действия" и "военные конфликты".
Также следует привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации наименование органов, употребляемых абзацем вторым статьи 2 законопроекта.
Высказанные замечания и предложения могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное и осознавая актуальность поднятых вопросов, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 809925-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения" в первом чтении.
Председатель комитета |
Л.Л. Левин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.