Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 804140-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части установления ответственности операторов поисковых систем)",
внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Казаковым, В.Е. Деньгиным, О.М. Казаковой и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Рассматриваемый проект федерального закона направлен на установление административной ответственности за неисполнение оператором поисковой системы требования гражданина, предъявленного в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации, о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации об этом гражданине.
Обязанность оператора поисковой системы прекратить выдачу ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя, установлена Федеральным законом N 264-ФЗ от 13 июля 2015 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьями 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), вступающим в силу 1 января 2016 года. Данная обязанность оператора явилась правовым основанием для установления предлагаемой проектом административной ответственности.
Однако соответствующие положения законопроекта не согласуется с указанным Федеральным законом в той его части, которая предусматривает возможность оператора поисковой системы направить заявителю мотивированный отказ (часть 5 статьи 10.3 Федерального закона).
В этой связи полагаем, что диспозицию части 1 проектируемой статьи 5.13.1 КоАП РФ следует уточнить таким образом, чтобы ответственность для оператора наступала в том случае, если выдача ссылок не прекращена, а заявителю при этом не был направлен мотивированный отказ.
Кроме того, законопроект устанавливает административную ответственность за неисполнение в течение пяти дней оператором поисковой системы решения суда по иску гражданина о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации об этом гражданине.
Однако установление такой обязанности не согласуется с положениями гражданского-процессуального законодательства (определяющими порядок обжалования судебных решений и вступления их в силу) и законодательства об исполнительном производстве (регулирующими порядок исполнения судебных решений).
Вместе с тем, необходимо учитывать следующее.
Поскольку Федеральный закон устанавливает возможность заявителя, считающего отказ оператора поисковой системы необоснованным, обратиться в суд с соответствующим иском, может возникнуть ситуация, при которой после принятия судом решения об обоснованности требований заявителя и необходимости прекратить выдачу ссылок, гражданин направит оператору повторное требование.
Учитывая возможность дальнейшего игнорирования оператором требований заявителя, возможно, следует обсудить вопрос об установлении ответственности за неисполнение требования гражданина, основанного на судебном решении.
Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что статьей 17.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Кроме того, при дальнейшей работе над законопроектом необходимо дополнительно обсудить предлагаемые проектом федерального закона фиксированные и одинаковые размеры административных штрафов для граждан и юридических лиц, а также их размер.
Поскольку Федеральный закон вступает в силу 1 января 2016 года, при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо указать срок его вступления в силу.
Поддерживая необходимость установления указанной ответственности, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении при условии соответствующей доработки ко второму чтению.
Утверждено на заседании Комитета "13" октября 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.