Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 826412-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Пункты 1 и 6 статьи 1 проекта федерального закона нуждаются в уточнении (в части использования словосочетания "иные природные ресурсы") с учетом содержания проектируемых норм и статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей землю как природный ресурс, а земельный участок как объект права собственности. Кроме того, положения пункта 6 статьи 1 проекта следует соотнести с положениями статьи 17 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон) в части оборотоспособности земельных участков в границах национальных парков.
Проектируемый подпункт "г" пункта 2 статьи 15 Федерального закона нуждается в уточнении в части определения целей предоставления "земельных участков, полностью находящихся в границах населенных пунктов", с учетом того, что рассматриваемый пункт 2 устанавливает ограничения хозяйственной деятельности на территориях национальных парков (цели, указанные в проектируемом подпункте "г" применительно к таким земельным участкам не соотносятся со статусом национального парка как особо охраняемой природной территории).
Пунктом 13 статьи 1 проекта предусматривается преобразование на основании решений Правительства Российской Федерации отдельных государственных природных заповедников, в том числе биосферных заповедников, входящих в Международную систему биосферных резерватов ЮНЕСКО, в национальные парки (в частности, должны быть преобразованы в национальные парки старейшие государственные природные заповедники - государственный природный заповедник "Столбы" (создан в 1925 году) и Тебердинский государственный природный биосферный заповедник (создан в 1936 году). Необходимость такого преобразования объясняется тем, что "на территориях указанных заповедников в силу сложившихся обстоятельств осуществляется рекреационная и иная деятельность, не соответствующая режиму заповедника". Полагаем, что данное предложение требует дополнительного обоснования с учетом особого статуса и значения указанных заповедников. При этом следует учесть, что в соответствии с Федеральным законом на территориях государственных природных заповедников допускается ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма, деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, а также присоединение к территориям государственных природных биосферных заповедников территорий биосферных полигонов, на которых допускается в том числе размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры в целях развития познавательного туризма, физической культуры и спорта, иных видов деятельности, предусмотренных положением об этом полигоне (см. статьи 9, 10 Федерального закона). Кроме того, нуждается в обосновании исключение из перечня объектов государственной экологической экспертизы соответствующих уровней материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального или регионального значения, материалов, обосновывающих преобразование государственных природных заповедников в национальные парки (статья 2 проекта).
Положения статьи 6 проекта об осуществлении федерального государственного охотничьего надзора должностными лицами федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, нуждаются в согласовании с положениями статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", возлагающими обязанность по осуществлению указанного вида надзора на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и наделяющими соответствующими полномочиями только должностных лиц указанного федерального органа.
По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Наименование законопроекта следует изложить следующим образом:
О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке на 11 листах.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.