Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 857511-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования вопросов прохождения военной службы"
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. Решением от 15 октября 2015 г. N 145/1.1)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Как следует из пояснительной записки, указанный законопроект направлен на "совершенствование основных принципов построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации" путем "повышения ответственности военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в период прохождения военной службы или военных сборов".
В указанных целях законопроектом предлагается внести следующие основные изменения в федеральные законы от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") и от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), касающиеся:
1) урегулирования порядка ношения военнослужащими гражданской одежды при исполнении должностных обязанностей военной службы (пункт 2 статьи 1 законопроекта);
2) изменения порядка присвоения военнослужащим очередных воинских званий с учетом соблюдения ими требований воинской дисциплины и правопорядка (пункт 3 статьи 1 законопроекта);
3) "перевода" оснований досрочного увольнения военнослужащего с военной службы, связанных с утратой доверия к военнослужащему со стороны соответствующих должностных лиц, в том числе к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), из категории "императивных" в категорию "на усмотрение командования" (пункт 4 статьи 1 законопроекта);
4) дополнение перечня дисциплинарных проступков, по своему характеру являющихся грубыми, соответствующими составами (статья 2 законопроекта).
Остальные предлагаемые законопроектом изменения носят характер уточнения или являются юридико-техническими.
Учитывая направленность законопроекта, Комитет Государственной Думы по обороне полагает необходимым поддержать его концепцию.
Вместе с тем, по законопроекту имеются следующие замечания:
1) по пункту 2 законопроекта (о ношении гражданской одежды).
Предлагается дополнительно обсудить вопрос о предоставлении военнослужащим права носить гражданскую одежду не только при исполнении должностных обязанностей, но и при исполнении специальных обязанностей военной службы (например, при несении боевой службы по охране важных государственных объектов и специальных грузов), а также о целесообразности наделения военнослужащих правом ношения в определенных ситуациях форменной одежды и знаков различия служащих или работников федеральных органов исполнительной власти, предприятий и учреждений;
2) по пункту 3 законопроекта (о присвоении очередного воинского звания).
С учетом заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы Комитет Государственной Думы по обороне полагает, что целесообразность включения в перечень случаев, когда военнослужащему не присваивается очередное воинское звание, периодов расследования и рассмотрения уголовного дела до вступления в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему уголовного наказания, разбирательства в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка (проведения соответствующих "антикоррупционных" проверок) до применения дисциплинарного взыскания (взыскания), нуждается в дополнительном обсуждении.
Кроме того, обращаем внимание, что абзацем четвертым пункта 1 статьи 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что сроки военной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, в соответствии с пунктом 4 статьи 22 которого военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста.
Поскольку проектируемая редакция изменений, предлагаемых к внесению в статью 47 вышеназванного Федерального закона, представляет собой закрытый перечень (случаев, когда военнослужащему не присваивается очередное воинское звание), указанный пункт Положения с момента вступления в силу федерального закона, как видится, применению не подлежит. При этом периоды отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста в подпункте "б" пункта 3 законопроекта отсутствуют;
3) по статье 2 законопроекта (о дополнении перечня грубых дисциплинарных проступков).
Комитет Государственной Думы по обороне отмечает, что, к сожалению, в пояснительной записке отсутствует обоснование целесообразности и какие-либо статистические данные в пользу отнесения указанных в рассматриваемой статье законопроекта составов дисциплинарных проступков к грубым.
В этой связи целесообразность дополнения пункта 2 статьи 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" новыми составами грубых дисциплинарных проступков требует дополнительного обсуждения.
Кроме того, применяемый в рассматриваемых положениях понятийный аппарат, по нашему мнению, требует уточнения:
"небрежное хранение документов, удостоверяющих личность военнослужащего (служебных удостоверений), повлекшее их утрату", - как видится, понятие "небрежное хранение" требует конкретизации в целях единообразного применения проектируемого положения с учетом отсутствия установленных правил хранения;
"нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства, создавшее условия для разглашения сведений, составляющих государственную тайну", - как видится, любое нарушение правил и требований секретного делопроизводства создает условия для разглашения сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии со статьями 21 и 23 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну. Таким образом, такой квалифицирующий признак дисциплинарного проступка "нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства", как "создавшее условия для разглашения сведений, составляющих государственную тайну", не должен иметь правового значения при отнесении рассматриваемого состава дисциплинарного проступка к грубым;
"незаконное привлечение военнослужащих к дисциплинарной ответственности", - поскольку командир (начальник), принимая соответствующее решение о привлечении к дисциплинарной ответственности, основывается, в том числе и на информации соответствующих должностных лиц или объяснениях свидетелей, которые могут иметь субъективный характер, предлагается изменить формулировку на "заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности";
"нарушение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, приведшее к потере трудоспособности военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы", - предлагается конкретизировать, кто является субъектом указанного дисциплинарного проступка, а также уточнить, идет ли речь только о полной утрате способности к труду.
По мнению Комитета Государственной Думы по обороне, высказанные выше замечания по законопроекту не носят концептуального характера и могут быть учтены при подготовке рассматриваемого законопроекта ко второму чтению (в случае его принятия в первом чтении).
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Первый заместитель |
А.Л. Красов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.