Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 848260-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" (в части уточнения порядка обеспечения особого режима в закрытых административно-территориальных образованиях и заключения сделок в отношении имущества, находящегося на территории закрытых административно-территориальных образований), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 848260-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" (в части уточнения порядка обеспечения особого режима в закрытых административно-территориальных образованиях и заключения сделок в отношении имущества, находящегося на территории закрытых административно-территориальных образований), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - Законопроект), и сообщает следующее.
1. В проектируемом пункте 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" предусматривается полномочие Правительства Российской Федерации по установлению порядка обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытых административно-территориальных образованиях отдельно для каждого федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы ЗАТО.
Следует отметить, что в настоящее время Правительством Российской Федерации приняты постановление от 29 июня 2011 г. N 519 "Об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты космической инфраструктуры", постановление от 11 июня 1996 г. N 693 "Об утверждении положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", постановление от 26 июня 1998 г. N 655 "Об утверждении положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации".
Как указано в пояснительной записке, на подведомственные Минпромторгу России ЗАТО распространено действие порядков особого режима безопасного функционирования ЗАТО, на территориях которых расположены объекты Минобороны России и Госкорпорации "Росатом", что создало неопределенность в решении вопросов согласования сделок с недвижимым имуществом, допуска на территорию ЗАТО физических лиц и транспорта. В целях недопущения такой практики Законопроектом уточняется норма об установлении порядка обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытых административно-территориальных образованиях отдельно для каждого федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы ЗАТО. При этом в сопроводительных материалах к Законопроекту содержится информация о последующем издании постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении положений об обеспечении особого режима в закрытых административно-территориальных образованиях. В этой части Законопроекта возражений не имеется.
2. Законопроектом предусматривается обязанность органов местного самоуправления ЗАТО осуществлять согласование планов и программ комплексного социально-экономического развития ЗАТО, генерального плана ЗАТО, проектов планировки территории, резервирования земель в границах ЗАТО для муниципальных нужд не только с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, но и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению стабильного развития ЗАТО. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" данная функция возложена на Минэкономразвития России.
При этом Законопроектом предмет и сроки данного согласования не устанавливаются. Более того, из Законопроекта следует, что указанное согласование необходимо осуществлять во всех случаях подготовки данных документов.
В качестве примера можно привести ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает необходимость разработки проекта планировки и проекта межевания территории для строительства, реконструкции любого линейного объекта.
По мнению Комитета, утверждение проекта планировки в указанных случаях не является фактором, оказывающим заметное влияние на стабильное развитие ЗАТО, требующим оценки и анализа федеральным ведомством. Во избежание необоснованного усложнения процедуры подготовки и утверждения проектов планировки, представляется целесообразным дополнительно обсудить случаи, в которых требуется такое согласование.
3. Также законопроектом вводится восемнадцатидневный срок, который может быть продлен, но не более чем на восемнадцать календарных дней, для согласования решений органов местного самоуправления ЗАТО о совершении сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории ЗАТО, федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО.
Порядок согласования таких решений, а также основания продления срока согласования должны быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению стабильного развития ЗАТО.
Комитет поддерживает идею о необходимости упорядочить правоотношения по совершению сделок с недвижимым имуществом в ЗАТО. Вместе с тем, необходимо отметить, что поскольку в Законопроекте специально не оговорен срок вступления в силу данной проектируемой нормы, а из сопроводительных материалов к Законопроекту следует, что подзаконный акт, устанавливающий порядок согласования решений органов местного самоуправления ЗАТО о совершении сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории ЗАТО, и основания продления срока согласования, подлежит принятию в течение 6 месяцев со дня принятия федерального закона, существует риск возникновения правовой неопределенности в вопросе о реализации данной нормы до принятия подзаконного акта.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.