Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 962533-6 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
"Приватизация жилья" как правовая категория впервые появилась в Законе РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (в настоящее время с учетом внесенных изменений и дополнений - Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации N 1541-1)).
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации N 1541-1 приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Первоначально относительно срока, в течение которого возможно было осуществить приватизацию жилого помещения, в законодательстве о приватизации содержалось указание на так называемый "переходный период".
Федеральным законом N 189-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.02.2015 N 19-ФЗ, принятым во исполнение поручения Правительства Российской Федерации, а также с учетом решения, принятого Президентом Российской Федерации о необходимости продления сроков приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, срок окончания приватизации был перенесен с 1 марта 2015 года на 1 марта 2016 года.
Необходимо отметить, что граждане стали более взвешенно подходить к принятию решения о приватизации занимаемых ими жилых помещений по договорам социального найма.
В связи с введением обязательного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, налога на недвижимое имущество, исходя из кадастровой оценки, необходимостью страховать жилое помещение активизировался процесс деприватизации жилых помещений.
С 1 марта 2005 года претендовать на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право только малоимущие, требующие особой социальной защиты со стороны государства. Такие граждане в большинстве своем в случае предоставления им жилых помещений не смогут нести бремя содержания недвижимого имущества, приватизировав жилье.
В связи с этим законопроектом исключается бесплатная передача жилых помещений по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов в собственность граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, указанным в части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Остальные граждане сохраняют право на бесплатную передачу в собственность жилых помещений.
Необходимо также учесть, что граждане, вставшие на учет до 1 марта 2005 года и проживающие в аварийных домах, общежитиях, служебных жилых помещениях и т.д., не могут реализовать право на приватизацию занимаемых жилых помещений в силу Закона Российской Федерации N 1541-1. Право таких граждан на приватизацию может быть реализовано только после получения ими жилого помещения по договору социального найма в порядке очереди.
Устанавливаемая законопроектом дифференциация правового регулирования, не приведет к различиям в правах и обязанностях субъектов права, так как оно объективно оправдано, обосновано различным статусом субъектов на момент признания нуждающимися - разные категории лиц, находящиеся в разных условиях реализации права на жилище.
Определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, так как предоставляемые государственными и муниципальными жилищными органами жилые помещения различаются по сущностным правовым признакам, поскольку в отношении них действуют различные основания предоставления жилья.
Следовательно, применительно к этим жилым помещениям существуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию.
Кроме того, положение статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", запрещающее приватизацию находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения, - в той мере, в какой оно распространяется на жилищный фонд, находящийся вне территорий соответствующих учреждений социальной защиты населения, - как аналогичное положениям, ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не может применяться судами, другими органами и должностными лицами (Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 316-О).
Данная позиция Конституционного Суда РФ также нашла свое отражение в законопроекте.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.