Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту Федерального закона N 88602-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(о предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, имеющим трех и более детей)
(внесен депутатами Государственной Думы А.В. Чепой, Д.И. Савельевым)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) новой статьей 257.1, согласно которой работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.
Как следует из пояснительной записки, авторы законопроекта исходят из необходимости предоставления многодетным родителям возможности самостоятельного выбора удобного времени использования ежегодного оплачиваемого отпуска, чтобы у них была возможность более активно участвовать в воспитании детей, а кроме того, совместить время отдыха обоих работающих родителей, увеличив тем самым возможность их полноценного отдыха.
Действующим трудовым законодательством установлен целый комплекс дополнительных гарантий и льгот в сфере трудовых отношений для различных категорий работников. Например, для беременных женщин и работников с детьми предусмотрено ограничение возможности направления в командировки, привлечения к работе в ночное время, к сверхурочной работе, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление отпусков по уходу за ребенком, другие льготы (см. статьи 256, 259, 263, 264 и др. ТК РФ).
При решении вопроса о предоставлении льгот тем или иным категориям работников должны приниматься во внимание общие нормы Трудового кодекса:
- о том, что установление различий, исключений и предпочтений может либо определяться свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом; либо быть обусловлено особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите; либо определяться непосредственно Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 3 ТК РФ);
- о том, что одной из основных задач трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства (ч. 2 ст. 1 ТК РФ).
Границы действий законодателя при установлении трудовых льгот (гарантий) обозначены также в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.2002 N 3-П: конституционные права, предусмотренные статьями 8, 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации "предполагают наличие у работодателя (физического или юридического лица) ряда конкретных правомочий, позволяющих ему в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения ... Поэтому, предусматривая в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантии трудовых прав _ законодатель не вправе устанавливать такие ограничения, которые ведут к искажению самого существа свободы экономической (предпринимательской) деятельности. Иное противоречило бы положениям статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми защита прав и свобод одних не должна приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других, а возможные ограничения посредством федерального закона должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерными".
В соответствии с указанными принципами право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для работника время предоставлено (в связи с беременностью или наличием (рождением, усыновлением) детей):
- беременной женщине (перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него (ст. 122 ТК РФ);
- работнику, усыновившему ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев (ст. 122 ТК РФ);
- мужу в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя (ст. 123 ТК РФ)
- одному из работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях родителей (опекунов, попечителей) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования, расположенное в другой местности (ст. 322 ТК РФ).
Федеральным законом от 13.07.2015 N 242-ФЗ Кодекс дополнен статьей 262.1, которая предоставляет такое право также одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет.
Расширение перечня категорий работников, которым предоставляется аналогичное право, может привести к негативным последствиям как для работников, так и для работодателей.
Следует иметь в виду, что согласно статье 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, что уже предполагает как учет особенностей производственного процесса, так и учет пожеланий работников.
Как отмечено в официальном отзыве Правительства Российской Федерации на законопроект, возложение на работодателя обязательств по обеспечению дополнительных гарантий работникам без учета интересов работодателей может, с одной стороны, неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, а с другой стороны - вызвать негативное отношение к многодетным работникам и привести к снижению их занятости или невозможности реализации ими своих прав. В свою очередь снижение занятости родителей в многодетных семьях приведет к потере доходов семей и увеличению нуждаемости в государственной социальной помощи, а, следовательно, к неэффективному росту бюджетных расходов на данные цели.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 7 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв. Мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей полагает, что право на ежегодный оплачиваемый отпуск по желанию в удобное время может быть предоставлено работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, занятым в государственных и муниципальных организациях при условии, если это не нарушает нормальной деятельности организации и не затрудняет выполнения ее функций. Применительно к негосударственным организациям может быть сформулирована рекомендательная норма, а также применение к таким работодателям мер поощрения и (или) стимулирования в случае создания благоприятных условий для работников, имеющих трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет. В связи с этим предлагается в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы рекомендовать субъекту права законодательной инициативы изменить текст законопроект с учетом высказанных замечаний.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), представляющая общероссийские объединения работодателей, не поддерживает проект федерального закона в представленной редакции и также предлагает изменить текст законопроекта, установив, что работники, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, имеют лишь преимущественное право на предоставление отпуска в удобное для них время.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, указанный проект федерального закона поддерживает, но предлагает включить данную норму в качестве части пятой статьи 123 ТК РФ, с чем нельзя согласиться, поскольку, во-первых, особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями должны преимущественно содержаться в специальной Главе 41 ТК РФ, а, во-вторых, в части четвертой статьи 123 ТК РФ уже установлено, что отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время, что исключает установление указанных категорий работников непосредственно в тексте статьи 123 ТК РФ.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеет, однако полагает необходимым уточнить положения статьи 2 законопроекта, которая содержит истекшую дату вступления в силу будущего федерального закона.
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 88602-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в представленной редакции и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.