Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 688038-6 "О внесении изменений в статьи 346.45 и 346.46 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части исключения несвоевременной оплаты патента из условий, при которых налогоплательщик теряет право применения патентной системы налогообложения),
внесенный Законодательным Собранием Челябинской области и депутатом Государственной Думы Р.М. Марданшиным
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемым законопроектом предлагается внести изменения в главу 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), исключив такое основание утраты права применения налогоплательщиками патентной системы налогообложения, как несвоевременная оплата патента.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, последствия несвоевременной оплаты патента в виде утраты права применения патентной системы налогообложения несоразмерно велики по сравнению с последствиями нарушения сроков уплаты иных налогов, в том числе, уплачиваемых при применении иных специальных налоговых режимов (начисление пени и штрафов).
В настоящее время в случае, если индивидуальный предприниматель, применяющий патентную систему налогообложения, не уплатил соответствующий налог в установленные пунктом 2 статьи 346.51 Кодекса сроки, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение указанного специального налогового режима и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент. При этом такой налогоплательщик должен исчислить и уплатить в бюджет суммы тех налогов, от уплаты которых он был освобожден в связи с применением патентной системы налогообложения (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на добавленную стоимость).
Следует отметить, что патентная система налогообложения является льготным режимом налогообложения, расчет и порядок уплаты налога по которому значительно упрощены даже по отношению к другим специальным налоговым режимам. При этом, с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.12.2014 N 477-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в статью 346.51 Кодекса внесены изменения улучшающего характера, существенно продлевающие сроки уплаты налога.
Так, согласно указанным изменениям, налогоплательщики, получившие патент на срок до шести месяцев, уплачивают полную сумму налога в срок не позднее срока окончания действия патента (ранее - не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента).
При получении патента на срок от шести месяцев до календарного года одна треть суммы налога уплачивается в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента (ранее - не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента), а две трети суммы налога - не позднее срока окончания действия патента (ранее - в срок не позднее тридцати календарных дней до окончания налогового периода).
Таким образом, новый порядок уплаты патента фактически позволяет исполнить обязанность по уплате патента в течение всего срока его действия, значительно снижая риски неуплаты патента в установленные сроки со всеми вытекающими из этого последствиями, сохраняя при этом в качестве обеспечительной меры утрату права на применение патентного режима налогообложения с начала налогового периода, на который был выдан патент.
В то же время, отмена рассматриваемой обеспечительной меры может способствовать значительному снижению налоговой дисциплины лиц, применяющих патентную систему налогообложения. Так, в частности, Счетной палатой Российской Федерации в заключении на законопроект отмечено, что реализация его положений может привести к росту задолженности по налогам, поскольку низкий размер пеней (с учетом стоимости патента) не будет стимулировать индивидуальных предпринимателей к своевременной уплате налога. При этом оснований для привлечения его к налоговой ответственности собственно за несвоевременную уплату налога не будет.
В связи с изложенным, а также принимая во внимание незначительность периода действия новых сроков уплаты патента и необходимость, в связи с этим, оценки достаточности указанной законодательной меры с учетом правоприменительной практики, рассмотрение вопроса об исключении несвоевременной оплаты патента из перечня оснований, по которым налогоплательщик утрачивает право на применение патентной системы налогообложения, в настоящее время представляется нецелесообразным.
В то же время, цель рассматриваемого законопроекта (повышение привлекательности патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей) Комитетом поддерживается.
В связи с этим, Комитет считает необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению концептуально рассмотреть комплекс проблем, возникающих при применении патентной системы налогообложения, и разработать законодательные меры по их решению.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 688038-6 "О внесении изменений в статьи 346.45 и 346.46 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.