Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 763980-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций",
внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Э.А. Валеевым, И.И. Гильмутдиновым и О.Ю. Баталиной
Досье на проект федерального закона
Комитетом по безопасности и противодействию коррупции рассмотрен проект федерального закона N 763980-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Э.А. Валеевым, И.И. Гильмутдиновым, О.Ю. Баталиной, Н.В. Герасимовой, В.Б. Кидяевым, А.С. Прокопьевым.
Концепция проекта федерального закона направлена на совершенствование законодательства Российской Федерации регулирующего правоотношения в области защиты личности, имущества, общества и государства от пожаров, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при угрозе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Законопроектом вносятся соответствующие изменения в федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности" и "О гражданской обороне", в которых предлагается:
- законодательно закрепить понятия "подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций", "противопожарная пропаганда", "обучение мерам пожарной безопасности", "существенное нарушение обязательных требований пожарной безопасности", "организации, отнесенные к категории по гражданской обороне" и "подготовка населения в области гражданской обороны";
- уточнить полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в указанной области;
- уточнить полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации;
- в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности" в новой статье 22.2, определить состав пожарно-спасательных гарнизонов, их функции, виды, органы управления, а также установить полномочия начальников пожарно-спасательных гарнизонов;
- установить органы, осуществляющие обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороны, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях (статья 4.1 - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях региональных центров и центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации).
Отмечая важность совершенствования законодательства Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Комитет считает необходимым высказать по законопроекту ряд замечаний юридико-технического характера.
Предлагаемые пунктом 2 статьи 1 законопроекта изменения устанавливающие полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации необходимо вносить не в статью 4 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а в статью 4.1, регулирующую правоотношения связанные с деятельностью органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Кроме того необходимо привести в соответствие используемое в пункте 1 статьи 5 указанного федерального закона понятие "руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций" с понятием, используемым в пункте 10 статьи 4.1 "руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации".
Подпункт "а" пункта 9 статьи 2 законопроекта необходимо исключить, поскольку Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности" соответствующие изменения внесены 13 июля 2015 года.
В законопроекте необходимо уточнить положения части 3 новой редакции статьи 24 (пункт 11 статьи 2 законопроекта), предусматривающие использование средств, полученных от оказания работ и услуг в области пожарной безопасности подразделениями пожарной охраны.
Необходимо уточнить положения абзаца 3 пункта 1 статьи 3 законопроекта, касающиеся подготовки населения в области гражданской обороны, поскольку в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О гражданской обороне" "гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера".
Представленные в Комитет замечания и предложения субъектов законодательной деятельности, а также Правового управления Аппарата Государственной Думы не носят концептуального характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Положения законопроекта не противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
На законопроект поступили отзывы из 56 субъектов Российской Федерации, в которых законопроект поддерживается.
Комитет считает, что предлагаемые законопроектом изменения позволят эффективно использовать силы и средства пожарно-спасательных гарнизонов для обеспечения пожарной безопасности, а также осуществлять мероприятия по координации деятельности органов управления и сил гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддерживает проект федерального закона N 763980-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.