Заключение Счетной палаты от 13 октября 2015 г. N ЗСП-193/16-10
на проект федерального закона N 898557-6 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 898557-6 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (выписка из протокола от 12 октября 2015 г. N 257).
Законопроектом (часть 1 статьи 1) предлагается приостановить до 1 января 2016 года положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 53, пункт 2 статьи 59, пункт 2 статьи 64 и пункт 2 статьи 174.1), в соответствии с которыми федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны быть приняты до внесения в законодательный (представительный) орган проекта (решения) о бюджете.
Данная норма предусматривает возможность в ходе разработки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год в расчетах доходов федерального бюджета учитывать еще не принятые изменения налогового законодательства, а также изменения законодательства, приводящие к изменению доходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Отмечаем, что нормы статей 53 и 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации начиная с 2009 года ежегодно приостанавливались в ходе разработки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Только при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов указанные нормы не были приостановлены.
Законопроектом (часть 2 статьи 1) предлагается приостановить с 1 января 2016 года до 1 января 2017 года действие абзацев шестого - восьмого пункта 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Одновременно статьей 4 (часть 1) законопроекта предусматриваются направления использования остатков средств федерального бюджета на 1 января 2016 года (за исключением указанных в абзацах втором - пятом пункта 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законопроект (часть 2 статьи 4) устанавливает особенности использования в 2016 году остатков субсидий, предоставленных в 2015 году федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Так, закрепляется возможность направления остатков указанных средств, образовавшихся в связи с недостижением показателей, установленных государственным заданием, на увеличение объема зарезервированных в федеральном бюджете на 2016 год бюджетных ассигнований на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан и оказанию гуманитарной помощи населению иностранных государств.
При этом законопроектом (статьи 2 и 3) предлагается внести дополнения в часть 3.15 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и часть 17 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и установить, что при недостижении бюджетными и автономными учреждениями показателей, установленных государственным заданием, средства в объеме, соответствующем недостигнутым показателям, подлежат возврату в бюджет.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по повышению эффективности использования бюджетных средств от 18 августа 2015 г. N Пр-1659 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить планирование главными распорядителями бюджетных средств бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов с учетом неиспользованных на 1 января 2016 года остатков средств на счетах подведомственных им учреждений.
Результаты проведенных Счетной палатой Российской Федерации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий показывают, что данная работа не проведена. Вместо этого Правительством Российской Федерации предлагается осуществлять возврат указанных остатков.
На протяжении последних лет наблюдается негативная тенденция роста неиспользованных остатков на счетах учреждений. Так, остатки средств бюджетных и автономных учреждений на счетах в органах Федерального казначейства по субсидиям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по состоянию на 1 января 2013 года составили 17,4 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 29,8 млрд. рублей, на 1 января 2015 года - 36,1 млрд. рублей, на 1 июля 2015 года (текущая ситуация) - 116,0 млрд. рублей. Кроме того, по результатам контрольных мероприятий установлены факты невыполнения государственного задания при использовании субсидий в полном объеме и исполнения государственного задания при неполном использовании указанных субсидий, что подтверждает необходимость принятия решений по порядку использования указанных остатков.
При этом предложенный Правительством Российской Федерации в законопроекте подход к использованию остатков средств бюджетных и автономных учреждений не учитывает отраслевые особенности функционирования ряда учреждений, может создать риски неосуществления учреждениями своей уставной деятельности в начале очередного финансового года.
Остатки средств бюджетных и автономных учреждений на счетах в органах Федерального казначейства по субсидиям на иные цели по состоянию на 1 января 2013 года составили 19,7 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 32,7 млрд. рублей, на 1 января 2015 года - 65,0 млрд. рублей, на 1 июля 2015 года (текущая ситуация) -112,0 млрд. рублей.
Доходы федерального бюджета от возврата бюджетными и автономными учреждениями остатков субсидий прошлых лет составили всего лишь 357,3 млн. рублей, или 0,43 процента объема остатков субсидий на иные цели и субсидий на капитальные вложения, сложившегося по состоянию на 1 января 2015 года в сумме 82,6 млрд. рублей (за 2014 год доходы составили только 760,8 млн. рублей, или 2,3 процента объема остатков субсидий на иные цели, сложившегося по состоянию на 1 января 2014 года в сумме 32,7 млрд. рублей).
Законопроектом предусматривается, что средства в объеме остатков субсидий, предоставленных в 2015 году федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшиеся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, а также субсидий на иные цели в объеме неподтвержденных остатков подлежат возврату в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации отмечает необходимость своевременного принятия указанного нормативного правового акта в целях обеспечения функционирования предложенного законопроектом механизма с 1 января 2016 года.
Учитывая изложенное, Счетная палата Российской Федерации полагает необходимым доработать законопроект при рассмотрении его в Государственной Думе во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.