Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
на проект федерального закона N 872697-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве
Российской Федерации с иностранными государствами",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 872697-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - законопроект) и отмечает.
Законопроект подготовлен в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2013 года N АХ-П7-430 во исполнение решения, принятого на заседании Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами 22 июня 2013 года (пункт 2 раздела 3.4 протокола N 2) и направлен на предоставление управляющим компаниям интегрированных структур права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (далее - ПВН).
Согласно пункту 1 статьи 1 законопроекта управляющие компании интегрированных структур определяются как российские юридические лица, в уставной капитал которых (их дочерних обществ) внесены акции (доли) организаций - разработчиков и производителей ПВН и которые (их дочерние общества) имеют возможность определять решения, принимаемые организациями - разработчиками и производителями ПВН.
В соответствии с действующими нормами Федерального закона от 19 июля 1997 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) одним из основных принципов государственной политики при осуществлении военно-технического сотрудничества (далее - ВТС) с иностранными государствами является "государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества", которая обеспечивается "введением разрешительного порядка экспорта и импорта" ПВН. На основании этого, установлен запрет на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН российскими организациями, не получившими в установленном порядке права на осуществление этой деятельности, а также российскими физическими лицами (статья 4, пункт 4 статьи 6 Федерального закона N 114-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 114-ФЗ, содержащей закрытый перечень организаций, осуществляющих внешнеторговую деятельность в отношении ПВН (субъекты ВТС) правом на осуществление ВТС обладают: 1) ОАО "Рособоронэкспорт" - государственный посредник; 2) Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" (далее - ГК "Ростех"); 3) 26 российских организаций - разработчики и производители ПВН (в частности, АО "НПО "Базальт", ОАО "НПО "Прибор", ПАО "Компания "Сухой", ОАО "Адмиралтейские верфи" и т.д.).
Решения о предоставлении организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН и о приостановлении (возобновлении действия) или лишении такого права принимаются Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН предоставляется на срок, как правило, не превышающий пять лет (пункт 5 "Положения о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2005 года N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами"; далее - "Положение о порядке предоставления российским организациям права на ВТС").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как "10 сентября 2005 г."
Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, расширение круга субъектов ВТС, призвано привести правовое регулирование ВТС в части предоставления организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН в соответствие со структурными изменениями, произошедшими в оборонно-промышленном комплексе (далее - ОПК). Если на этапе разработки и принятия Федерального закона N 114-ФЗ системообразующие предприятия ОПК в основном являлись государственными унитарными предприятиями (далее - ГУП), то за время действия указанного закона произошло акционирование большинства ГУПов и формирование интегрированных структур из управляющих компаний и организаций - разработчиков и производителей ПВН.
В связи с этим, законопроект предполагает наделить статусом субъекта ВТС управляющие компании интегрированных структур, при одновременном соблюдении двух условий: 1) закрепление не менее 51% их акций (долей) в федеральной собственности и (или) собственности ГК "Ростех"; 2) размещение остальных акций (долей) среди российских физических и юридических лиц.
Кроме того, законопроектом предлагается исключить из Федерального закона N 114-ФЗ положение о возможности исполнивших свои контрактные обязательства организаций - разработчиков и производителей ПВН, вошедших в интегрированные структуры, продлить свое право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН.
Согласно статье 2 законопроекта аналогичное правило будет введено относительно организаций, не соответствующих требованиям части 2 статьи 12 Федерального закона N 114-ФЗ, но которым право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН было предоставлено, как указано в законопроекте, "до вступления в силу настоящего Федерального закона". Эти организации должны исполнить обязательства по действующим внешнеторговым контрактам в отношении ПВН, заключенным до "вступления в силу настоящего Федерального закона", и в дальнейшем лишаются права заключать новые контракты в сфере ВТС.
Комитет отмечает, что законопроект направлен на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления российскими организациями внешнеторговой деятельности в отношении ПВН. По мнению Комитета, принятие законопроекта будет способствовать развитию государственной политики в сфере ВТС, в частности, улучшению планирования и более эффективному контролю над экспортом продукции ОПК.
В то же время ряд положений законопроекта требуют дополнительного уточнения:
1. Расширение круга субъектов ВТС предполагает использование неопределенного на законодательном уровне понятия "интегрированная структура", которое часто встречается в документах стратегического планирования (государственные программы) и подзаконных актах (например: Указ Президента Российской Федерации от 21 ноября 2007 года N 1564 "Вопросы открытого акционерного общества "Концерн ПВО "Алмаз - Антей"; Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 года N 167 "О мерах по дальнейшему развитию открытого акционерного общества "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение").
Вышеприведенные нормативные акты Президента Российской Федерации, а также иные подзаконные акты, связанные с созданием интегрированных структур, были подготовлены с учетом положений "Методических рекомендаций по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе" (Приказ Минпромэнерго Российской Федерации от 11 октября 2007 года N 426; далее - "Методические рекомендации").
Указанный документ определяет основные положения по созданию интегрированных структур в ОПК, связанные с выбором организационной схемы создания интегрированной структуры, разработкой проектов нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о создании интегрированной структуры с соответствующими обоснованиями в соответствии с планом-графиком создания интегрированных структур в ОПК (пункт 1.2 "Методических рекомендаций").
В частности, пунктом 1.1 "Методических рекомендаций" интегрированная структура определяется как объединение юридических лиц, ведущих совместную деятельность, в которых одно лицо имеет возможность определять решения, принимаемые остальными лицами, либо объединений, состоящих из одного юридического лица и его филиалов. Юридическое лицо, определяющее решения в указанных объединениях называется головной организацией.
Положения "Методических рекомендаций" были учтены в Федеральном законе от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 488-ФЗ), в котором закреплены определения понятий "интегрированная структура ОПК" и "головная организация интегрированной структуры ОПК" (пункт 16 и 17 статья 3; далее - Федеральный закон N 488-ФЗ).
В связи с этим, Комитет полагает возможным: во-первых, дополнить пункт 1 статьи 1 законопроекта определением понятия "интегрированная структура" с учетом наработок Федерального закона N 488-ФЗ и "Методических рекомендаций"; во-вторых, заменить в пункте 1 статьи 1 и далее в тексте законопроекта термин "управляющая компания интегрированных структур" на термин "головная компания интегрированных структур". Указанные предложения направлены на формирование единых подходов в области регулирования правоотношений, связанных с созданием и функционированием интегрированных структур.
2. Комитет отмечает, что являясь корпоративным объединением, не имеющим статуса юридического лица, интегрированная структура основана на отношениях дочерней зависимости одних коммерческих организаций от других коммерческих организаций. Правовые основы указанных правоотношений установлены пунктом 1 статьи 67.3 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Комитет полагает, что вопрос о соотнесении проектируемых норм пункта 1 статьи 1 законопроекта, вводящих определение понятия "управляющая компания интегрированных структур", с нормами статьи 67.3 ГК РФ нуждается в дополнительной проработке, в части соблюдения правила пункта 2 статьи 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ.
3. Согласно пункту 13 "Положения о порядке предоставления российским организациям права на ВТС", при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения не разрешается посредническая деятельность в любой форме российских юридических и физических лиц, за исключением государственной посреднической деятельности, осуществляемой государственным посредником (ОАО "Рособоронэкспорт").
По мнению Комитета, деятельность управляющих компаний интегрированных структур в области ВТС будет носить посреднический характер. Полагаем, что вопрос о наделении управляющих компаний интегрированных структур правом на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН нуждается в соотнесении с предписаниями пункта 13 "Положения о порядке предоставления российским организациям права на ВТС".
4. Как следует из законопроекта организации - разработчики и производители ПВН, вошедшие в интегрированные структуры, после исполнения своих контрактных обязательств утрачивают право на ВТС. Формальная возможность получения указанными организациями вновь в установленном порядке данного права связана исключительно с выходом из интегрированной структуры и возвращением в федеральную собственность не менее 51% акций (долей), как того требует правило части 2 статьи 12 Федерального закона N 114-ФЗ.
Важно отметить, что упомянутые в пояснительной записке структурные изменения (акционирование ГУПов и формирование интегрированных структур), сами по себе, не могут рассматриваться как достаточные основания лишения организаций - разработчиков и производителей ПВН возможности продлить свое право на ВТС. По мнению Комитета, данные новации законопроекта нуждаются в дополнительном обосновании и анализе в части возможных рисков снижения конкурентоспособности российской ПВН, утраты рынков вооружений и военной техники, а также создания предпосылок для нехватки оборотных денежных средств у организаций - разработчиков и производителей ПВН.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 872697-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
С.В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.