Заключение Счетной палаты РФ от 13 октября 2015 г. N ЗСП-197/03-02
на проект федерального закона N 874436-6 "О внесении изменений в статьи 380 и 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 874436-6 "О внесении изменений в статьи 380 и 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 14 сентября 2015 г. N 251).
Законопроектом, внесенным Законодательным Собранием Вологодской области, предлагается установить льготную налоговую ставку по налогу на имущество организаций, предусмотренную статьей 380 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере не выше 1,1% в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.
При этом норма об освобождении от налогообложения движимого имущества, установленная пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, исключается,
Законопроектом также предусматривается увеличение с 2016 года ставки налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Кроме того, законопроектом предлагается отменить налоговую льготу по налогу на имущество организаций, установленную пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
В рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах в целях децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и в целях расширения налоговой автономии региональных и местных властей в 2012 - 2014 годах проведена работа по оптимизации и отмене установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам.
По результатам проведенных мероприятий по инвентаризации налоговых льгот и анализу их эффективности была предусмотрена отмена прежде всего наиболее крупных налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В связи с тем что отмена названных налоговых льгот могла привести к незапланированному росту затрат субъектов естественных монополий в газовой сфере, сфере электроэнергетики и на железнодорожном транспорте и, как следствие, к увеличению тарифов на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, тарифов на электрическую энергию и оптовых цен на природный газ была предусмотрена поэтапная отмена льгот по налогу на имущество организаций, которая заключалась в установлении в течение 7 лет пониженных предельных налоговых ставок по налогу на имущество организаций по следующему графику; с 1 января 2013 года - 0,4%, с 1 января 2014 года - 0,7%, с 1 января 2015 года - 1%, с 1 января 2016 года - 1,3%, с 1 января 2017 года - 1,6%, с 1 января 2018 года - 1,9%, с 1 января 2019 года -2,2%.
Такая политика, в первую очередь, является не средством изъятия дополнительных финансовых ресурсов у налогоплательщиков (большинство собственников указанных объектов перекладывает дополнительную нагрузку либо на федеральный бюджет, либо на других налогоплательщиков через изменение своих тарифов), а в большей степени служит задачам бюджетного федерализма, предоставляя региональным и муниципальным властям более высокую степень налоговой автономии.
Таким образом, полагаем целесообразным сохранить существующий порядок налогообложения на среднесрочную перспективу.
На основании изложенного законопроект Счетной палатой Российской Федерации не поддерживается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.